История искусства, история талантов, история любви...

20-03-2020
20-03-2020

В этом году Малоярославецкой детской школе искусств исполняется 65 лет. Для человека это много, больше полувека, а для школы, наверное, мало.

Мне кажется, этой школе жить да жить — столько в ней молодости, счастья, морального здоровья, любви, тяги к прекрасному — того, что питает нашу душу, привносит в жизнь смысл и радость. В её коридорах можно встретить и кроху лет пяти, несущего инструмент раза в два больше его самого по размеру, и девушку или юношу, находящихся на пороге взрослой жизни, с её трудностями, но и романтикой, дерзаниями, стремлением к возвышенным ценностям. Здесь сразу ощущаешь атмосферу одухотворённости, приподнятости и в то же время строгости, внутренней и внешней дисциплины, собранности, которая, наверное, и ведёт учеников по ступенькам, из класса в класс, ко всё более сложным этапам постижения Искусства.

Немало малоярославецких журналистов писало о том, как создавалась школа. Сначала она находилась в бывшем «странноприимном доме» при Черно-Островском монастыре; сюда пришло учиться 20 малоярославецких ребятишек, поначалу всего на двух инструментах — баяне и фортепьяно. Затем школа «переехала» на улицу Кутузова в здание барачного типа со следами пожара, как вспоминал об этом один из самых первых её преподавателей Сергей Васильевич Спижанков. С момента её создания любознательной, рвущейся учиться играть на музыкальных инструментах ребятне преподавали поистине интеллигентные, глубоко культурные люди. С.В. Спижанков в интервью журналистке Инне Емелиной подчёркивал, с какой самоотдачей преподавали первые педагоги школы. Они выходили, например, на работу в выходные дни, чтобы ученики, у которых не было дома инструментов, имели возможность побольше позаниматься на них в школе. Уже тогда были заложены замечательные традиции выступлений для самых разнообразных аудиторий на безвозмездной основе. Преподаватели, как тогда было принято, ездили «на картошку», помогая убирать её близлежащим колхозам и совхозам, и с удовольствием бесплатно давали концерты в сельских клубах, на полевых станах. Со временем старое одноэтажное деревянное здание школы преобразовалось в двухэтажное кирпичное; постепенно расширялись её возможности. Преподаватели стали обучать учеников хоровому пению, игре на струнных, духовых инструментах. Сорок один год назад в школе было создано хореографическое отделение и ей был присвоен статус школы искусств. Сейчас в детском творческом учебном заведении 10 отделений музыкального и хореографического направления; квалифицированные педагоги обучают детей по 9 предпрофессиональным и 21 общеразвивающей образовательным программам.

Самое ценное, как мне кажется, что свойственно жизни этой необычной школы, что передаётся как нечто заветное каждому новому поколению и учеников, и учителей от предшествующих — это неуспокоенность, постоянное стремление к творческому (а у преподавателей — и к педагогическому) росту, желание передать людям любовь к искусству, поделиться с ними счастьем соприкосновения с прекрасным. Все родители и воспитатели знают, что дети, как губка, впитывают привычки и наклонности окружающих взрослых. Так вот взрослые, и педагоги, и родители, объединились здесь в своего рода, как сейчас говорят, тандем с целью направить детей по истинному, возвышенному жизненному пути, привить им иммунитет от пошлости, порока, скучной, никому не нужной рутинной обыденности. Кто из нас, взрослых, не вспоминает с ностальгией, как в детстве, отрочестве и юности мы увлекались кто пением, кто- игрой на гитаре, кто — школьным театром. А в этой волшебной школе как раз и живёт дух перевоплощения — то в испанского идальго, то в страстную влюблённую итальянку, то в русскую красавицу! Придите на любой концерт, и вы обязательно услышите что-то глубоко волнующее — или мелодичную арию из оперетты, или плач скрипки на фоне фортепьянных аккордов, или современную джазовую композицию. Сможете полюбоваться плясками казаков, услышать чарующее многоголосье их песен, поаплодировать молодой танцующей цыганочке…

И преподаватели (которые нередко аккомпанируют своим ученикам), и школьники ведут активную творческую жизнь, даря людям искусство музыки, песни и танца. В течение года они дают в среднем 130 концертов. В школе сейчас существует 3 вокальных, 7 инструментальных ансамблей, младший, средний и старший хоровые коллективы, 5 хореографических ансамблей, фольклорные ансамбли, такие как «Шаркунок», «Казачата». Есть сводный хор учеников и преподавателей; есть творческие коллективы преподавателей и выпускников, например, фольклорный ансамбль каза- чьей песни «Карижа», раскрывающий зрителю и слушателю искусство старинной песни и танца. Всем в городе хорошо известен замечательный детский ансамбль духовых инструментов, руководимый В.Н. Куликовым, ведь мелодии в его исполнениии радуют нас на каждом городском и районном мероприятии!

Среди учеников и выпускников школы много лауреатов и призёров конкурсов самого разного уровня — школьных, городских, районных, областных, всероссийских и международных. Например, Дарья Зеленева (фортепьяно), Дарья Старцева, Виктория Кузнецова (вокал), Аслан Джамалов (аккордеон) и многие другие. Много выпускников школы поступает в средние специальные и высшие учебные заведения, где продолжают образование по тем специальностям, азы которых постигли в ДШИ. Немало выпускников школы в своей профессиональной деятельности совмещает творческую работу с другими специальностями, с руководством теми или иными образовательными и культурно-просветительскими учреждениями.

Например, Ярославна Мясина сейчас работает журналисткой, но и профессию музыкального критика не забывает. Выпускница хореографического отделения школы Татьяна Жмакина, руководитель городского Центра культуры и отдыха «Огонёк», одновременно занимается с детьми танцами в хореографическом ансамбле «Ярославна»; выпускница школы Наталья Тимашинина, окончив в Калужском музыкальном училище теоретическое отделение, возглавила Детчинскую школу искусств. Выпускниц школы Полину Карпову и Анну Проничеву, ставших одними из лучших студенток Калужского областного колледжа, премировали поездкой в США. Ученики ДШИ принимают участие и успешно выступают в многочисленных престижных проектах, например, «Концерт с оркестром для маленьких солистов» с оркестром русских народных инструментов им. Е. Тришина, «Золотая скрипка с детьми для детей» с камерным ансамблем «Палладио» областной филармонии, «Концерт с оркестром» с камерным коллективом «Ренессанс» города Обнинска и многих других. Школьники как волонтёры участвуют в «Уроках мужества», проводимых организацией «Дети войны», выступая с концертными номерами для ветеранов Великой Отечественной войны во многих населённых пунктах нашего района. Совместная творческая деятельность сдруживает детей, частые выступления приучают их уверенно держаться на сцене, что помогает на конкурсах и экзаменах, может пригодиться в дальнейшем в концертной деятельности.

Учащиеся школы по итогам успеваемости неоднократно награждались именной стипендией Главы администрации района «Лучики надежды». Сотрудникам ДШИ многократно вручались почётные грамоты, благодарственные письма за значимый вклад в культурную жизнь города, района, области; фотографии некоторых из них (в частности, директора ДШИ С. М. Ленской, педагогов С. П. Котовой, Г. Е. Губановой, Л. В. Широковской, Завацкого В.А.) украшали в прошлые годы и украшают в настоящее время Доску почета в Министерстве культуры и туризма Калужской области и Доску Почета нашего района. Малоярославецкая детская школа искусств входит в «пятёрку» лучших школ искусств области.

Можно ещё долго перечислять все престижные награды, заслуженные учениками, выпускниками и преподавателями школы за 65 лет её интенсивной творческой жизни, можно назвать многочисленные династии, члены которых окончили ДШИ, выучили в ней своих детей, учат внуков. Самые активные из них например, Аббакумовы, Завацкие, Ризвановы, Борисовы, Астаховы, Фастовщук, Сухенко и многие другие создают ансамбли и выступают на фестивалях-конкурсах семейных ансамблей.

Эту кипучую, интересную, сложную, яркую жизнь в искусстве, которую так щедро и учителя, и ученики школы дарят нам с вами, можно, наверное, сравнить с буйным цветением яблоневого сада. Но только садовнику известно (именно его напоминает мне каждый педагог нашей городской Детской школы искусств), сколько труда нужно вложить в каждый росточек, чтобы рано или поздно он стал прекрасной благоухающей, плодоносящей яблоней…

Дорогие учителя, ученики, сотрудники ДШИ, дорогая Светлана Михайловна Ленская – директор нашей прекрасной школы, ещё раз с праздником вас! Большое спасибо за то, что вы так щедро дарите нам искусство, творчество, делающие нашу жизнь осмысленной, достойной и прекрасной!

Фото из архива ДШИ

 

Автор: 
Галина Корнейчук, 20.03.2020
x