Малоярославецкое сражение глазами участников

14-10-2019
14-10-2019

Из дневниковых записей командира роты лейб-гвардии Семеновского полка капитана П.С. Пущина

12 октября. Суббота.

5-й корпус выступил в 8 часов утра по направлению к Малому Ярославцу, где 6 корпус уже вступил в бой с неприятелем. Прибыли на поле сражения в 3 часа дня, под прикрытием наших батарей перешли поле сражения и заняли позиции на задней линии. Город был в пламени, наши егеря отчаянно сражались. Сражение продолжалось весь день. С наступлением ночи разрешили людям прилечь, но батареи не прекращали стрельбу.

13 октября. Воскресенье.

Проснулись, когда пальба прекратилась. В 5 часов утра наш корпус поспешил за 4 версты от Малого Ярославца по направлению к Медыни. Слева слышна канонада. Вероятно, неприятель стягивается к Боровску. В развалинах Малого Ярославца никто не остался. В наш лагерь доставили 11 пушек, отнятых Платовым у неприятеля.

14 октября. Понедельник.

Лагерь у Гончарова. Выступив в 4 с половиною часа утра, направились по дороге на Калугу и на 18 версте от Малого Ярославца раскинули лагерь у дер[евни] Гончарово. Наши позиции находятся в 37-и верстах от Калуги. Всю ночь слышались пушечные выстрелы – это генерал Платов преследовал неприятеля, направившегося на Медынь».

Опубликован: Дневник Павла Пущина. 1812-1814. Л., Ленинградский гос. Ун-т, 1987. С. 67.

Воспоминания П.П. Коновницына.

Генерал от инфантерии, в 1815—1819 гг. военный министр Российской империи.

«После дела Тарутинского следует Малоярославецкое. До сего можно представить партизана Сеславина, стерегущего неприятеля в скрытом лесу, самого на дереве, а отряд его в лощине. Он видит своими собственными глазами марш Наполеона со всею своею армиею по направлению к Калуге через Малый Ярославец. К нему приводят восемь французской гвардии солдат, кои согласно показывают, что вся армия и Наполеон идет, дабы обойти нас и отрезать от провинций плодородных, лишить нас продовольствия и всех снабжений, отрезать нас от всех средств, запасов, резервов, снарядов – словом, хотел сокрушить нас и привесть к невозможности следовать за ним.

Малый Ярославец представить должно в двух видах.

Первый – по дороге от Тарутина, где корпус Дохтурова утром вступил уже в бой. Неприятель, переправя пехоту через брод, занял уже часть города, и по сю сторону лес с оврагами и луга, покрытые местами кустами; армию всю нашу, поспешающую в сильных колоннах; в голове вдали все казаки с Платовым на марше; шествие войск вдоль по берегу речки, противной стороны берега заняты неприятелем, где в одной деревушке находился сам Бонапарт, дабы своими глазами удостовериться, что вся наша тут идет армия. Тут по рассказам известно, что Тульского казачьего полка (полк сей милиционный из мужиков) несколько человек переехали вброд малую там речку, вскакали в деревню, стоящую при самом берегу. Один из молодых, 18-летний казак, бросился на одного француза в сером сюртуке, но то был сам Наполеон. Конвой его, скрывшись за избою, хватает его и берет в плен. Обстоятельство сие делается нам известным по случаю, что молодой сей казак или мужичек нашел средство уйти, сам рассказывал, а захваченные пленные согласно о сем подтвердили. Сближение к Малому Ярославцу армии в виду самого города, марш всей армии при восходящем солнце. Открытые места и пригорки соделают сей вид весьма пригожим. Тут противоположный берег против Малого Ярославца верх гор, покрытых лесом, где неприятельская армия стояла, открывает.

Второй вид – армия приходит в позицию, стала на дороге Калужской на равнинах в колоннах в нескольких линиях. Неприятельские все силы покрыли высоты на той стороне речки в кустарниках и заняли уже город. Тут наши колонны с стремлением, нам одним свойственным, врываются в город, где происходит жестокая битва. Пять раз город переходит из рук в руки; город пылает; устроенные наши батареи в разных местах наводят тысячи смертей неприятелю. Тут при центре армии у большой дороги Калужской можно фельдмаршала представить, окруженного огромным штабом.

Позицию еще можно сделать при деревне Полотняных Заводах, кажется, помещика Львова; заслуживает и потому, что действовал он хорошо, прекрасные высоты, оба фланга армии прикрыты болотами. Также интересно и потому, что с той позиции неприятель решился уже уходить, и мы первый раз двинулись провожать его.

На другой день дела Малого Ярославца можно представить в трех верстах биваки фельдмаршала на горе, при лесе, где привозят 12 пушек, казаками и егерями 20-го егерского полка, взятых на неприятельском правом фланге».

Опубликовано: Харкевич В. 1812 год в дневниках, записках и воспоминаниях современников. Вильно, 1900. Вып. 1. С.130-132.

 

Автор: 
Материалы подготовлены сотрудниками Малоярославецкого военно-исторического музея 1812 года
x