Наследие и наследники XXI века

15-10-2019
16-10-2019

С 16 по 26 сентября 2019 года прошли XXII Богородично-Рождественские образовательные чтения Калужской митрополии по теме «Великая Победа: наследие и наследники XXI века». Малоярославец на торжественном открытии чтений представили сотрудники Музейно-выставочного центра им. И.А. Солдатенкова: директор музея Наталья Евгеньевна Ячник и заместитель директора Валентина Николаевна Королькова.

Чтения проходят при поддержке Законодательного собрания Калужской области. Цикл заседаний направлен на совместное обсуждение перспектив взаимодействия Русской Православной церкви с госучреждениями и обществом. Потому как необходимо создать фундамент нравственности, солидарной ответственности за духовное развитие подрастающего поколения. Необходимо укреплять партнёрство Русской Православной церкви, государства, семьи и школы, а также различных общественных организаций в сфере образования, воспитания и социализации детей и молодёжи.

В этом году оргкомитет Чтений организовал мероприятия по 16 направлениям, среди которых «Взаимодействие церкви и молодёжи», «Взаимодействие церкви с казачьими подразделениями», «Церковь и СМИ», «Воскресные школы» и многое другое. С докладом на тему «Служения женщины Отечеству земному и небесному в музейных экспозициях» в секции «Женщина в церкви» выступила директор ММВЦ Н.Е. Ячник.

Женщина-художник в современном обществе – далеко не редкость. Наравне с мужчинами они завоёвывают мировую популярность, могут похвастаться высоким уровнем профессионального мастерства, неординарным подходом к объекту изображения, оригинальным ходом мысли и воплощения задуманного. Одни без остатка посвящают себя искусству, отрекаясь от важной роли материнства. Для других семья – это источник вдохновения и поддержки, а дети – главный стимул к творчеству. И став мамами, они реализуется как искусные мастера кисти.

В рамках доклада «Тема служения женщины Отечеству земному и небесному в музейных экспозициях» Н.Е. Ячник говорил о двух женщинах, совершенно разных в своём жизненном пути, но служивших Отечеству и неразрывно связанных с Богом. Это Елизавета Александровна Чернявская – великая женщина, «королева натюрморта», которая прошла жизненный путь длинною в век и встретила на нём много печалей и радостей. Чего только стоит содействие в открытии краеведческого музея в городе Обнинске, где немало её рисунков и работ. И в Малоярославце, в Военно-историческом музее 1812 года, она не оставалась в стороне. Она делала зарисовки и писала картины памятных мест, связанных с Малоярославецким сражением 12 октября 1812 года, написала портрет генерала-фельдмаршала М.И. Кутузова. Кроме того, к 150-летнему юбилею Малоярославецкого сражения Е.А. Чернявская выполнила серию графических работ в традиционном жанре городского архитектурного пейзажа и с характерными для ее творчества точностью и документальностью, что не раз отмечали исследователи ее творчества: «…Художница не просто фиксирует те или иные здания и монументы, но и является краеведом-исследованием, силой своего дарования восстанавливая первоначальный вид памятников. Эти небольшие картины со временем становятся уникальными историко-художественными источниками, как, скажем, случилось с «Домиком Никольских», который остался только на картинах и рисунках Е.А. Чернявской». Особый интерес представляют почтовые конверты, которые художница превращала в произведения искусства, создавая на них небольшие графические изображения памятников города. Елизавета Александровна сотрудничала с районной газетой  «Маяк»: рисовала для клише названия рубрик, работала как внештатный корреспондент. Сейчас коллекция её картин хранится в Малоярославецком музейно-выставочном центре им. И.А. Солдатенкова.

Художница Татьяна Чувашева – полная противоположность Елизавете Александровне Чернявской. Мать шестерых детей, она обрела покой и равновесие в создании семьи. Что же пишет молодая мама? Детей. Вопрос лишь в том, что видит в них художник, как представляет их. Для Татьяны Чувашевой дети - обыкновенное чудо, наблюдаемое ежедневно. И сколь долго не будет оно рядом, все равно его природа остается чудесной, а оттого непривычной, удивляющей и заставляющей замирать в предчувствии ежесекундных стремительных изменений.

В картинах Т. Чувашевой образ детства естественно сплетается, проявляется сквозь искусство живописи. Для нее дитя - свое ли, чужое ли - объект любования, в изображении которого только мастерское владение техниками живописи может выразить легкость и очарование моделей. И только такт художника может помочь влюбленному автору удержаться от идеализации, превращающей реальных детей с неповторимыми характерами в милых фарфоровых кукол приятных глазу, но уже пустых, как сосуды, предназначенные для наполнения личными фантазиями зрителя. Татьяна продолжает видеть в детях их характер. Они маленькие люди.

Две женщины, которые встретили на своём жизненном творческом пути Бога. Потому что, занимаясь искусством, нельзя обойти стороной христианство. «…Когда на экзамене по древнерусскому искусству тебе показывают икону и просят объяснить ее сюжет, а ты не знаешь, кто такой Авраам и не подозреваешь, как зовут его жену, становится неловко…» - говорит муж Татьяны Андрей. Понятая и прочувствованная вера в искусстве постепенно проникает в жизнь, становится стержнем, духовной опорой, которая никогда не даст опустить руки и плыть по течению.

И фактом своего творчества Татьяна, мать шестерых детей, доказывает, что в многодетности есть место талантам, которыми лично тебя наделил Господь. Многодетность много больше, чем подвиг самоотречения. В нем как нельзя лучше человек научается развивать данный Богом дар, смело, не унывая и не страшась неудач. Ведь рядом с тобой те, которые тебя так любят.

ФОТО: из личного архива Н.Е. Ячник
 

Автор: 
Ярославна Мясина, учёный секретарь ММВЦ им. И.А. Солдатенкова, 15.10.2019
x