Выставка Почётного академика Российской Академии художеств Жени Шефа в ММВЦ им.И.А. Солдатенкова

С 16 апреля по 21 мая в Малоярославецком музейно-выставочном центре им. И.А. Солдатенкова работает персональная выставка Почётного академика Российской Академии художеств Жени Шефа «Семейный Альбом». Экспозиция посвящена 100-летию трагической гибели Царской семьи в Екатеринбурге в 1918 г.

Женя Шеф - современный российский художник, проживает в Германии.
Родился 28 января 1954 года в г. Актюбинск, Казахская ССР. Его отец работал фотожурналистом в газете «Известия», в конце 30-х годов был выслан из Москвы в Казахстан. В 1961 году семье Шефферов было позволено вернуться в столицу. С 1967 по 1971 гг. Евгений учится в художественной школе в Москве. В 1977 окончил Полиграфический институт (специальность "Живопись и графика"), дипломная работа была отмечена первым призом за иллюстрации к произведениям Эдгара Аллана По. С 1978 года - член Союза художников в Москве. В это время входил в круг авторов, представлявших неофициальное искусство СССР наряду с такими художниками как Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Анатолий Зверев и Семен Файбисович. Тогда же начал использовать псевдоним Женя Шеф.
В 1985 году Женя Шеф уехал на Запад, Жил в Испании и Германии. В 1988 - 1993 гг. учился в Венской Академии Изящных Искусств, которую окончил с золотой медалью. В настоящее время является членом организации "Европейское общество по сохранению классической эстетики".

В 1993 году переехал в Нью-Йорк, где принял участие в ряде коллективных выставок художников из бывшего СССР:  "Женя Шеф, Илья Кабаков, Олег Васильев. «Ослепляющий свет истории», Художественный музей Университета Нью-Мексико, Альбукерке, США, 2014 г.. Принимал участие в Московской биеннале (2007, инсталляция My Personal Temple/Мой личный храм); 55-й и 56-й Венецианской биеннале (2013, инсталляция "Мертвый дом"; 2015 ,«Павильон Теллурия», проект с Владимиром Сорокиным). 2017 - Музей Кафедрального собора г. Мдина: Биеннале современного искусства, Мальта. Получил первую премию в разделе Живопись на XX Интернациональной Биеннале Миниатюры (Gornji Milanovac) в Сербии.
Женя Шеф создал иллюстрации ко многим книгам, в том числе для издания прозы и поэзии Эдгара Аллана По (Москва, "Радуга", 1983) и "Ничто не длится вечно" Майкла Ледерера (Барселона, Parsifal Ediciones, 1999).
В 2017 году художнику присвоено звание Почетного академика Российской Академии Художеств.
В настоящее время живет и работает в Германии.

О выставке: Проект Жени Шефа «Семейный альбом» исполнен мистики: в год 100-летия расстрела Царской Семьи он воссоздает трагическое место смерти российского императора Николая II и его близких.

Материалом художнику служат фотографии из архивного следственного дела – как снятые самими заключенными венценосцами, так и сделанные следователями после того как по приказу Ленина. Вся семья была зверски расстреляна в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.

Вот Николай II, вот 13-летний наследник престола Цесаревич Алексей, вот Императрица, вот Великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Где-то за их спинами или по эту сторону «кадра» стоят царский лейб-медик Боткин, горничная Демидова, повар Харитонов. Женя Шеф тщательно воспроизводит образы старых фотографий своими чудесными красками – старинными пигментами, умело связанными маслами на средневековых рецептах. Тщательная технология живописи служит способом восполнения утраты – фиксации в веках события царственного мученичества. Картины маслом призваны пережить и наше время, и наше знание об ужасной расправе, и фотографии, которые истлеют в архивах.

В традиции русской православной иконописи традиционно большое внимание уделяется почитанию пострадавших за веру и невинноубиенных. Редкий сюжет «Сорок мучеников севастийских» широко развит и почитаем в России. В этой стране не проклинают цареубийц, а просят прощения у невинноубиенного и молят его о спасении и помощи. Так культ зверски убитого царевича Димитрия, 8-летнего сына Ивана Грозного, страдавшего эпилепсией, стал важнейшим символом национального единства в Смутное время. В 1606 году царевич Димитрий был канонизирован, а во имя его по России было построено множество церквей.

Сходным образом в XX веке тайно почитали зверски убитую большевиками Царскую семью, что в итоге привело к тому, что в советское время ее канонизировала Русская зарубежная церковь, а в 2000-х принял решение о канонизации Архиерейский Собор РПЦ. После этого на месте Ипатьевского дома в Екатеринбурге, а также во многих городах страны возвели храмы в честь «Царственных страстотерпцев». А извлеченные из заброшенной могилы останки были со всеми полагающимися почестями захоронены в петербургском соборе Петра и Павла рядом с останками Петра I и Екатерины II. Сегодня 13-летнему Цесаревичу Алексею, страдавшему от гемофилии, приносят подношения со всей страны.

Мастер о своем творчестве: «Для меня главное – эстетика, и она деполитизирует все фигуры, которые я изображаю… Это размышление о судьбах ХХ века, о судьбах человечества и о судьбах наших соотечественников. Я уверен, что художник должен вызывать дискуссию. Но не идеологическую. В произведении искусства каждый видит то, что он хочет и способен увидеть. И если человек постоянно думает о диктатуре – тогда он в моих работах увидит диктатуру. Если, наоборот, он думает о гармонии – он увидит в моих работах призыв к восстановлению гармонии, которая была разрушена в ХХ веке. Но я могу совершенно точно сказать, что ничего не пропагандирую: напротив, я призываю отрешиться от любой пропаганды и посмотреть на историю со стороны».

   

 

Автор: 
Малоярославецкий музейно-выставочный центр, 18.04.2019
x