Утверждён
постановлением Администрации
муниципального образования
городское поселение "Город Малоярославец"
от «15» октября 2021 г. №1004
ПРОГНОЗ
социально-экономического развития муниципального образования
городское поселение «Город Малоярославец» на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
Прогноз социально-экономического развития на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - прогноз) разработан в соответствии с постановлением Администрации муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» от 03.11.2015 № 1043 «О Порядке разработки и утверждения бюджетного прогноза муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» на долгосрочный период».
Прогноз разработан в двух вариантах - базового и целевого сценарного развития в зависимости от степени влияния факторов, воздействующих на развитие экономики и социальной сферы в прогнозном периоде.
Базовый вариант (1 вариант) характеризует основные тенденции и параметры развития экономики в условиях сдержанной динамики изменения внешних и внутренних факторов при сохранении основных направлений развития.
Целевой вариант (2 вариант) отражает реализацию Общенационального плана действий, обеспечивающего восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике.
Базовый сценарий предлагается использовать для разработки параметров бюджета муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» на 2022-2024 годы.
Основные параметры прогноза социально-экономического развития муниципального образования «Город Малоярославец» на 2022 - 2024 годы разработаны в рамках бюджетного процесса, на основе анализа складывающейся социально-экономической ситуации в отраслях экономики, прогнозных оценок ряда предприятий и организаций города и статистических данных.
Основные показатели прогноза социально-экономического развития муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов разработаны на основе анализа складывающейся социально-экономической ситуации в секторах экономики, прогнозных оценок крупных и средних предприятий и организаций города, предполагаемого осуществления инвестиционных проектов на территории города. Прогноз разработан по определенным стоимостным и объемным показателям с учетом сценарных условий развития российской экономики, с учетом Методических рекомендаций министерства экономического развития Калужской области.
На развитие муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» оказывают влияние как внешние, так и внутренние экономические и социальные факторы. Кроме того, на уровень социально-экономического развития муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» существенное влияние оказывает принятие на федеральном уровне Законов в сфере жилищного, земельного законодательства и закона о местном самоуправлении. Так же социально-экономическое развитие города зависит от ориентирования российской экономики и приоритетов, которые определяет экономическая политика Правительства Калужской области. В частности, мероприятия, связанные с модернизацией социального сектора, с привлечением инвестиций, реализация национальных проектов и мер демографической и миграционной политики.
К внешним ограничениям экономического роста относится экономико-гуманитарные барьеры, эпидемиологическая обстановка. Замедление темпов роста притока прямых иностранных инвестиций, а также введение ключевыми странами взаимных торговых ограничений по поставке и использованию товарной продукции оказывают сдерживающее влияние на восстановление экономики как города, так и региона в целом.
Наибольший спад наблюдается в отраслях, ориентированных на потребительский спрос. Значительно снизилась прибыльность предприятий и организаций. Увеличилось число граждан, оставшихся временно без работы.
К внутренним факторам, которые могут отрицательно повлиять на тенденции социально-экономического развития города в среднесрочном периоде, относятся недостаток вложений в основной капитал, а также недостаточный уровень внедрения инновационных технологий, сохранение достаточно высокого уровня реальных процентных ставок по кредитам, тормозящих экономическую активность. Кроме того, в результате снижения реально располагаемых доходов населения остается низким уровень потребительского спроса населения, что ограничивает развитие потребительского рынка.
Сдерживающими факторами развития экономики города остаются дисбаланс спроса и предложения рабочей силы (как в территориальном, так и в квалификационном разрезах), низкая мотивация населения к внутрирегиональной трудовой миграции, повышенный интерес к занятости в организациях, ведущих свою деятельность на территории московской агломерации, а так же демографическая ситуация, характеризующаяся отрицательной динамикой естественного прироста населения, усиление конкуренции с другими регионами по цене размещения инвестиционных проектов.
Предполагается, что в прогнозном периоде будет продолжаться стабилизация экономической ситуации в городе и регионе с возможным приростом при условии дальнейшего оживления экономической активности в России в целом.
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
Среднегодовая численность постоянного населения муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» в 2021 году по данным статистических исследований составила 27 922 человек, что составляет 101,5 % к уровню 2020 года. Однако, фактическая численность составляет более 40 тыс. человек, т.к. перепись населения города Малоярославец в 2010 году была проведена некорректно. Анализ фактической численности по данным государственных органов показал, что число голосующих более 27,6 тыс. человек, число жителей дошкольного и школьного возраста составляет более 13 тыс. человек. В 2021 году в стране проводится очередная перепись населения, по результатам которой мы надеемся получить более точные данные.
В 2020 году сохранялась тенденция сокращения уровня рождаемости не только в городе Малоярославец и на территории Калужской области, но и в целом по Российской Федерации, что обусловлено общим сокращением численности женщин фертильного возраста (15 - 49 лет) в связи с низким уровнем рождаемости в России в 1990 годах. Данный уровень рождаемости недостаточен для стабилизации численности населения на долговременную перспективу. Однако, в прогнозируемом периоде реализация целого комплекса мер демографической политики Правительства России и Калужской области, направленных на поддержку молодых семей, семей имеющих, одного и более детей, планируется увеличение рождаемости в городе. Но стоит заметить, что численность зарегистрированных родившихся младенцев может отличаться от численности младенцев, которые реально проживают в городе Малоярославец, так как не учтены отделом ЗАГС Малоярославецкого района в силу оттока молодых граждан города Малоярославец в другие города нашего региона (Обнинск, Калуга), а также, Москву и Московскую область, регистрация рожденных младенцев происходит как в городе Малоярославец, так и по месту проживания граждан, в частности, в вышеуказанных городах. И, наоборот, в отделе ЗАГС Малоярославецкого района происходит регистрация родившихся детей, которые в дальнейшем не проживают в городе Малоярославец. Аналогичные действия происходят с регистрацией умерших граждан города. В 2021 году общий коэффициент рождаемости составил 9,0 промилле (в 2019 год - 8,9).
С учетом принимаемых на федеральном и региональном уровнях мер, направленных на демографическое развитие, в среднесрочном периоде не ожидается снижения численности населения.
В прогнозном периоде среднегодовая численность населения надеемся, что будет увеличиваться в среднем на 0,1%, что в большей степени обеспечивается за счет миграционного прироста. Неблагоприятная тенденция уменьшения числа женщин репродуктивного возраста имеет долгосрочный характер, однако меры, направленные на социальную поддержку семей с детьми, будут являться сдерживающим фактором снижения рождаемости.
Самые оптимистичные варианты прогноза предупреждают, что вплоть до 2030 года ждать больших изменений уровня естественного прироста не приходится. Однако к 2024 году численность населения должна увеличиться на 1,0% по сравнению с уровнем 2021 года.
Возрастно-половая структура населения города будет характеризоваться процессом демографического старения.
Существует ряд причин, влияющих на снижение уровня рождаемости:
- повышение среднего возраста матерей при рождении детей до 28 - 29 лет, особенно при рождении первого ребенка;
- снижение интенсивности рождений во всех возрастных когортах;
- снижение численности женщин фертильного возраста.
Показатель демографической нагрузки продолжит свой рост. Тем не менее, благодаря модернизации системы здравоохранения региона, а также мерам, направленным на снижение младенческой смертности, сохранение здоровья работников на производстве, формирование у населения мотивации для ведения здорового образа жизни и создание необходимых условий для этого ожидается сохранение роста ожидаемой продолжительности жизни при рождении, снижение общего коэффициента смертности.
В предстоящий среднесрочный период продолжается миграционный прирост населения.
Факторы, влияющие на увеличение количества населения города и рождаемости:
- создание и развитие медико-социальных условий для укрепления здоровья населения и особенно женщин и детей;
- совершенствование системы мер по социальной поддержке семей с детьми, в т.ч. молодых и многодетных семей;
- реализация мер, направленных на укрепление института семьи, популяризацию традиционных семейных ценностей;
- региональная политика по сохранению и увеличению рабочих мест.
Так же модернизация системы здравоохранения города Малоярославец, позволит несколько снизить уровень смертности среди лиц рабочих возрастов. Положительная динамика в данном направлении обусловлена проведением следующих мероприятий:
- периодически проводимой диспансеризации работников предприятий;
- профилактики социально-значимых болезней;
- внедрение системы финансовых и страховых стимулов к сохранению здоровья для граждан и повышение ответственности работодателей за здоровье работников.
Стоит отметить важную роль государственной демографической политики, направленную на формирование здорового образа жизни населения, снижение масштабов злоупотребления алкогольной и табачной продукции, профилактику наркомании.
В условиях естественной убыли населения основным источником частичной компенсации естественных потерь населения останется его миграционный прирост, который в последние годы обеспечивался исключительно за счет обмена населением со странами ближнего зарубежья, что сохранится и в прогнозном периоде.
Преодоление негативных тенденций и обеспечение роста численности населения остаются основными приоритетами государственной политики. Однако вводимые меры, направленные на улучшение демографической ситуации, в городе и регионе имеют отложенный эффект.
ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
В 2020 году ситуация на рынке труда как в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец», так и в Калужской области в целом характеризовалась как стабильная.
Численность занятого населения в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец» в 2021 году в натуральном выражении составит 10 858 человек.
Структура занятости по полному кругу предприятий города в 2021 году сложилась следующим образом:
- 46,7 % обрабатывающие производства;
- 22,2 % сфера торговли;
- 12,7 % образование;
- 8.1 % здравоохранение;
- 10,3 % прочие отрасли экономики.
В 2020 году в связи с пандемией в Российской Федерации в целом и в городе Малоярославец были введены ограничительные меры, связанные с полным, либо частичным временным прекращением деятельности части предприятий и организаций, ограничением перемещения и повышенными требованиями к условиям труда и правилам предоставления услуг. Правительством Российской Федерации утверждены дополнительные меры поддержки граждан, потерявших работу в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией. Данные факторы привели к изменению ситуации на региональном рынке труда.
В 2021 году на территории муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» уровень трудоустройства составит около 58%, в то время как в 2019 году был 73%. Признано безработными с начала года в три раза меньше человек, чем за этот период в 2020 году. По оценке уровень регистрируемой безработицы составит 0,6% против 2,5% аналогичного периода прошлого года.
Наибольшее количество вакансий имеется от предприятий обрабатывающего производства и здравоохранения. В основном требуются высококвалифицированные специалисты. В настоящее время в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец» наиболее востребованными работодателями являются медицинские работники, педагоги, менеджеры, фармацевты, бухгалтеры, инженеры, механики, слесаря, сварщики, токаря, водители автомобиля, электромонтеры, операторы, неквалифицированные рабочие. В общей потребности в кадрах доля вакансий для рабочих профессий составляет на уровне 60 %. По оценке 2021 г. коэффициент напряженности на рынке труда составит 0,3 ед., в прошлом 2020 году - 1,4 ед.
Обеспечение экономики города необходимыми трудовыми ресурсами будет осуществляться на основе рационального планирования их подготовки и распределения, использования мотивационных механизмов и методов социальной защиты работников. В рамках этих задач в предстоящие годы политика в области труда и занятости будет направлена на:
- развитие системы обучения персонала на производстве, закрепление молодых специалистов;
- расширение социального партнерства;
- формирование условий повышения миграционной привлекательности города;
- создание системы формирования кадрового резерва в отраслях экономики;
- улучшение условий и охраны труда, снижение уровня профессионального риска;
- поддержку предпринимательской инициативы граждан из числа незанятого населения.
Данный процесс будет обусловлен сокращением числа безработных, а также проявлением экономической активности трудоспособными гражданами, не занятыми прежде трудовой деятельностью. Однако, несмотря на дефицит рабочих рук, трудовой ресурс указанной категории граждан будет востребован частично, что обусловлено качеством их трудового потенциала.
По прогнозу, в плановом периоде в связи с ухудшением экономической ситуации в странах Содружества Независимых Государств, связанной с распространением коронавирусной инфекции, возможно увеличение числа иностранных трудовых мигрантов, желающих осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации, в том числе и на территории муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец». Однако в связи с ростом безработицы среди российских граждан и необходимостью защиты национального рынка труда на территории нашего региона в целом будут применяться существующие механизмы регулирования иностранной рабочей силы. Установление запрета на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Калужской области, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности, предусмотренного Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" позволит ограничить численность иностранных работников как на территории региона в целом, так и на территории города Малоярославец.
Реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности службы занятости, обеспечение удобства, доступности, многоканальности получения гражданами и работодателями услуг в области содействия занятости населения, обеспечит вовлечение в трудовую деятельность граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Положительная динамика будет наблюдаться как по занятым в частном секторе, так и в организациях российской и иностранной форм собственности. В среднесрочной перспективе на рынке труда муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» дисбаланс спроса и предложения рабочей силы как в квалификационном, так и в территориальном разрезе несколько снизится.
УРОВЕНЬ ДОХОДОВ
В 2021 году рост реальных располагаемых доходов населения составит 99,3%, реальной заработной платы - 100,6%. В 2022 году ожидается рост реальных располагаемых доходов населения на 3%, реальной заработной платы - на 2,4% по базовому варианту с последующим выходом на траекторию устойчивого роста.
Рост реальных располагаемых доходов населения в 2022 году по базовому варианту составит 103% при темпе роста среднедушевых доходов 107,6%.
За три года реальные располагаемые доходы населения увеличатся на 9,8% по базовому варианту и на 10,1% - по целевому варианту.
По оценке 2021 года средний размер пенсии составит более 15 000 руб. или 105,5% к уровню 2020 года.
Среднемесячная заработная плата в городе Малоярославец по полному кругу организаций по оценке 2021 года составит 38 790 рублей или 105,1% к уровню 2020 года, темп роста средней начисленной заработной платы по муниципальному образованию городское поселение «Город Малоярославец» в 2022-2024 годах планируется 105,3%, 106,5%, 106,6% соответственно.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
По оценке 2021 года отгрузка по полному кругу предприятий муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» ожидается 25 778,2 млн. рублей или 122,7 % к уровню 2020 года, в 2022 году отгрузка по полному кругу предприятий планируется на уровне 107,3 % или в денежном выражении в пределах 27 666,02 млн. рублей. В прогнозном периоде 2023-2024 годах планируется увеличение на уровне 105,9% - 107,0% соответственно.
В 2021 году индекс промышленного производства оценивается на уровне 125,4%, объем отгруженной продукции в фактических ценах составит порядка 22 981,58 млн. рублей. В 2022 году прогнозируется увеличение отгрузки товаров промышленного производства в денежном выражении до 24 755,3 млн. руб., что составит 107,7% к уровню 2021 года. В прогнозном периоде 2023-2024 годов темп роста отгрузки товаров будет на уровне 106,1% и 107,2% соответственно.
Наибольшую долю в промышленном производстве муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» занимают обрабатывающие производства, по оценке в 2021 году она составит 95% от общего объема продукции, отгруженной промышленными предприятиями.
Предприятиями обрабатывающих производств в 2021 году будет отгружено товаров на сумму 21755,8 млн. рублей, индекс производства составит 125,4 %. Рост производства связан с увеличением объемов металлургического производства, производства, пищевых продуктов и др.
Прогнозируемая динамика экономического роста показывает, что наибольшие резервы промышленного развития связаны с ростом инвестиций в основной капитал, освоением новых рыночных направлений. Значимое влияние на рост промышленного производства оказывают динамика потребительского спроса, покупательной способности населения.
Экономическая неопределенность остается важным фактором, сдерживающим инвестиционную и предпринимательскую активность в промышленном секторе.
В 2021-2024 годах в структуре обрабатывающего производства преобладающую долю будет занимать металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, что является основой промышленного потенциала города. Удельный вес данных производств составляет в среднем 56% объема отгруженной продукции города.
В металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий:
Ведущими предприятиями металлургического производства являются ООО «Агрисовгаз», ООО «РСМЕТАЛЛ», ООО «ВМК- Инвест».
ООО «Агрисовгаз» является крупнейшим градообразующим предприятием в металлургическом производстве. Основным видом деятельности является производство строительных металлических конструкций, изделий и их частей. Удельный вес в общем объеме отгруженной промышленной продукции города в 2021-2024 годах составит около 49 %, среди крупных и средних предприятий – 57%.
По оценке в 2021 году на предприятии планируется значительный рост объема отгруженной продукции и составит 10 770,4 млн. руб., темп роста относительно уровня 2020 года – 7 162,4 млн. руб. ожидается на уровне 150%. В 2022 году объем отгруженной продукции в ООО «Агрисовгаз» планируется 110% к уровню 2021 года, что составит в денежном выражении 11 847,5 млн. руб. В прогнозируемых 2023-2024 годах объем отгруженной продукции в денежном выражении увеличится до 13 032,2 и 14 335,4 млн. руб., темп роста продолжит расти до 110% ежегодно.
В прогнозном периоде 2022-2024 гг. численность работающих планируется сохранить на уровне в среднем не менее 1275 человек.
Основным направлением деятельности ООО «РСМЕТАЛЛ» является производство высококачественных электросварных труб круглого и прямоугольного сечения различной длины и размеров, а также стальных конструкций любой сложности с весом элементов до 10 тонн. ООО "РСМЕТАЛЛ" оснащён современным, высокотехнологичным оборудованием и квалифицированными специалистами, как в области производства трубы, так и в области изготовления металлоконструкций, что позволяет вести весь спектр работ - от разработки конструкций металлических деталей по чертежам заказчика до конечного этапа изготовления продукции, используя только собственные производственные мощности сохраняя при этом высокое качество изготавливаемой продукции. Для удобства работы с клиентами по отгрузке продукции ООО «РСМЕТАЛЛ» имеет собственные подъездные пути, складские площади и помещения. По оценке 2021 года объем отгруженной продукции составит 649,4 млн. руб., в 2020 году объем отгруженной продукции составил 463,8 млн. руб., наблюдается значительное увеличение темпа роста отгрузки 140 % относительно отчетного периода 2020 года. В 2022 году в ООО «РСМЕТАЛЛ» планируется увеличение объема отгруженной продукции до уровня 933,3 млн. руб., темп роста 144%.
В прогнозном периоде 2023-2024 годов предприятие планирует уровень объемов отгруженной продукции на уровне 1 078,8 и 1 246,6 млн. руб. соответственно. Темп роста отгруженной продукции в данном периоде планируется на уровне 116 % ежегодно.
Основным видом деятельности ООО «ВМК Инвест» является производство металлических конструкций, изделий и их частей, а также производство и поставка алюминиевого профиля. По оценке предприятия, объем отгруженной продукции в 2021 году составит 3 025,0 млн. руб., темп роста относительно уровня 2020 года – 2 177,4 млн. руб. ожидается на уровне 139%. В 2022 году прогнозируется также рост отгруженной продукции к уровню 2021 года, что составит 108 %, в денежном выражении объем отгрузки продукции в ООО «ВМК Инвест» составит 3 257,0 млн. руб. В прогнозируемом периоде объем отгруженной продукции в денежном выражении увеличится до 3 490,0 млн. руб., темп роста увеличится до 107%.
Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях представлено ООО НПО «ФармВИЛАР».
ООО НПО «ФармВИЛАР» имеет среднесписочную численность работников на уровне 332 человека, в прогнозируемом периоде планируется оставить численность работников на том же уровне.
По оценке 2021 года объем отгруженной продукции в ООО НПО «ФармВИЛАР» ожидается 720,0 млн. руб. Темп роста составит 105,3 %. В прогнозном периоде 2022-2024 годах планируется объема отгруженной продукции на уровне 2021 года. В настоящее время данное предприятие остается в категории крупные и средние предприятия.
Производство резиновых и пластмассовых изделий
Ведущими предприятиями данного производства являются:
ООО "Союз "Техпласт"- перспективно развивающаяся компания, успешно работает на рынке производства и продаж труб ПВХ для электропроводки и монолитного строительства. За время своей работы, данное предприятие завоевало доверие многочисленного круга клиентов в России.
По оценке 2021 года объем отгруженной продукции предприятия составит в денежном выражении 72,4 млн. руб., что на 8,6% выше уровня отчетного 2020 года – 66,6 млн. руб. В предстоящем 2022 году планируется увеличить темп роста объема отгруженной продукции до уровня 104,2 % по отношению к 2021 году и вывести его на отметку 75,4 млн. руб. В прогнозном периоде 2023 – 2024 годов ожидается сохранение темпа роста отгруженной продукции предприятия на уровне 104,6% ежегодно, что в денежном выражении составит 78,9 и 82,5 млн. руб. соответственно. По оценке 2021 года на предприятии работает 21 человек. В прогнозном периоде 2022-2024 годов не планируется снижение численности работников.
ООО «Фауна –пласт» по оценке предприятия, объем отгруженной продукции в 2021 году составит 37,5 млн. руб., темп роста относительно уровня 2020 года – 34,5 млн. руб. ожидается на уровне 108,6%. В 2022 году прогнозируется рост отгруженной продукции к уровню 2021 года – 104,2%, в денежном выражении объем отгрузки продукции составит 39,04 млн. руб. В прогнозируемых 2023-2024 годах объем отгруженной продукции в денежном выражении увеличится до 40,8 и 42,7 млн. руб. соответственно, темп роста составит 104,6% ежегодно.
По оценке 2021 года на предприятии работает 18 человек. В прогнозном периоде 2022-2024 годов планируется численность на уровне 2021 года.
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования представлено:
ОАО «Малоярославецкий опытно-производственный акционерный завод» (МОПАЗ). В настоящие время производственные площади сдаются в аренду.
АО «Малоярославецкий приборный завод» Малоярославецкий приборный завод был основан в 1971 году, как опытное производство Московского НИИ приборостроения Министерства радиопромышленности СССР и предназначался для изготовления сложных радиотехнических систем по заказу Министерства Обороны СССР. В 80-х годах прошлого века Малоярославецкий приборный завод стал крупнейшим промышленным предприятием города. В 1994 году завод был преобразован в ОАО "Малоярославецкий приборный завод". В 2015 году ОАО "МПЗ" преобразован в АО "МПЗ".
В настоящее время предприятие выпускает: медицинскую технику, а именно приборы для физиотерапии.
По оценке 2021 года объем отгруженной продукции предприятия составил в денежном выражении 15.0 млн. руб., что на 4.2 % выше уровня отчетного 2020 года – 14.4 млн. руб. В прогнозном периоде 2022-2024 годов планируется объем отгруженной продукции на уровне 2021 года. На предприятии работает в среднем 14 человека, в прогнозном периоде планируется численность на том же уровне.
ООО «ЗАВОД ВОДОПРИБОР» — основной вид деятельности производство инструментов и приборов для измерения, тестирования и навигации. В 2020 году среднесписочная численность работников составила 96 человек. По оценке в 2021 году темп роста отгрузки составит 101,9 % относительно отчетного периода 2020 года, и в денежном выражении будет 138,1 млн. руб. В 2022 году произойдет увеличение объе ма отгруженной продукции, ожидаемый объем отгрузки – 141,7 млн. руб., темп роста составит 102,6%, В 2023-2024 годах темп роста отгруженной продукции составит 102,8% и 103,1% соответственно, при денежном выражении – 145,7 млн. руб., и 150,2 млн. руб.
Производство пищевых продуктов.
Основными предприятиями города, которые относятся к пищевой промышленности являются:
ООО «Малоярославецкий комбинат хлебопродуктов»
Численность персонала в среднем 41 человек. Объем отгруженной продукции в 2020 г составил 43,2 млн. руб. По оценке 2021 года ожидается незначительное увеличение объема отгруженной продукции, планируется отгрузить товаров на сумму 43,8 млн. руб., что составит 101,4 % к уровню 2020 года. В 2022 году произойдет так же увеличение объема отгруженной продукции, ожидаемый объем отгрузки – 45,2 млн. руб., темп роста составит 103,2 %, В 2023 году темп роста отгруженной продукции составит 103,8%, при ее денежном выражении – 46,9 млн. руб. В 2024 году прогнозируется отгрузить продукции на уровне 48,9 млн. руб., при этом темп роста составит 104,2%.
ЗАО «Партнер –М» - предприятие, деятельность которого сконцентрирована на производстве и дистрибьюции важнейших пищевых и кормовых ингредиентов: растительных, животных и молочных белков, крахмалосодержащих продуктов и пищевых волокон. Обладая многолетним опытом работы на ингредиентном рынке, компания имеет деловых партнеров в разных странах мира, поставляя продукцию не только во все регионы России и СНГ, но и в страны Европы и ближнего Востока.
Производство и оптовая продажа пищевых добавок и ингредиентов для мясоперерабатывающей промышленности. Предприятие имеет собственное производство и лабораторию, сотрудничество с ведущими НИИ пищевой промышленности, совместно с НИИ мясной промышленности экструзионный центр. ЗАО «Партнер-М» разрабатывает и внедряет Менждународные стандарты ISO 22000, HACCP, поставляет продукцию во все регионы РФ, а также в Украину, Грузию, Казахстан.
Средняя численность персонала по оценке 2021 года составит 124 человек, в прогнозном периоде изменения по численности работников не планируется.
По оценке в 2021 году темп роста отгрузки увеличится до 103,7 % относительно отчетного периода 2020 года, и в денежном выражении составит 785,8 млн. руб. против 758,0 млн. руб. в 2020 году. В 2022 году объем отгруженной продукции ожидается порядка 796,4 млн. руб., темп роста составит 101,3%, В 2023 году темп роста отгруженной продукции составит 100,9%, при денежном выражении – 803,8 млн. руб. В 2024 году прогнозируется отгрузить продукции на уровне 813,5 млн. руб., при этом темп роста составит 101,2%. С 2018 года ЗАО «Партнер –М» находится в категории «крупные и средние предприятия».
ООО "Добрый мед"— основной вид деятельности организации переработка меда (темперирование, фильтрация, декристаллизация и смешивание меда). Организация относится к категории микропредприятий. В 2020 году среднесписочная численность работников ООО "ДОБРЫЙ МЁД" составила 7 человек. Такая же численность была и годом ранее, в прогнозном периоде возможно произойдет увеличение численности персонала. По оценке в 2021 году темп роста отгрузки составит 101,4 % относительно отчетного периода 2020 года, и в денежном выражении будет 104,9 млн. руб. В 2022 году произойдет увеличение объема отгруженной продукции, ожидаемый объем отгрузки – 108,3 млн. руб., темп роста составит 103,2%, В 2023-2024 годах темп роста отгруженной продукции составит 103,8% и 104,2% соответственно, при денежном выражении – 112,4 млн. руб., и 117,1 млн. руб.
ООО «Сифуд Индастриз» - основной род деятельности переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков. На рынке существует уже 4 года и является ведущим предприятием пищевой промышленности в городе.
Средняя численность персонала по оценке 2021 года составит 556 человек, и в прогнозном периоде планируется не ниже уровня 2021 года.
По оценке 2021 года объем отгруженной продукции составит 2 770,0 млн. руб. или 99,7% к 2020 году. В прогнозном периоде 2022-2024 годов планируется объем отгруженной продукции на уровне 2021 года
Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения
ООО «ПАРК-ПРО» - основной вид деятельности производство прочих деревянных строительных конструкций и столярных изделий. По оценке предприятия, объем отгруженной продукции в 2021 году составит 236,6 млн. руб., темп роста относительно уровня 2020 года – 217,7 млн. руб. ожидается на уровне 108,7%. В 2022 году прогнозируется рост отгруженной продукции к уровню 2021 года – 103,7%, в денежном выражении объем отгрузки продукции составит 245,4 млн. руб. В прогнозируемых 2023-2024 годах объем отгруженной продукции в денежном выражении увеличится до 254,5 и 264,4 млн. руб. соответственно, темп роста составит 103,7% и 103,9 соответственно.
По оценке 2021 года на предприятии работает 39 человек. В прогнозном периоде 2022-2024 годов планируется численность на уровне 2021 года.
Производство мебели представляет:
ООО «СОЛАНА» основной вид деятельности производство мебели для офисов и предприятий торговли. На рынке с 2015 года. Объем отгрузки в 2020 году составляет 3,4 млн. руб. По оценке 2021 года объем отгрузки составит 3,6 млн. руб., темп роста 105,5%. Темп роста отгрузки в 2022-2024 годах составит в среднем 104,3% ежегодно.
Обеспечение электрической энергией, газом и паром, водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов:
УМП «Коммунальные электрические и тепловые сети» (УМП «КЭиТС») даст объем отгрузки по оценке 2021 года на уровне 279,5 млн. руб., что на 4,5% выше уровня отчетного 2020 года. В 2022 году планируется увеличить объем отгрузки до уровня 295,4 млн. руб. в денежном выражении, темп роста при этом составит 105,7%. В 2023-2024 годах по прогнозу ожидается темп роста объема отгруженной продукции на уровне 103% ежегодно, при этом в 2023 году планируется отгрузить продукции на 304,3 млн. руб., в 2024 – на 313,4 млн. руб.
ОАО "Малоярославецмежрайгаз". В отчетном 2020 году объем отгрузки предприятия составил 269,5 млн. руб., по оценке 2021 года объем отгрузки составит 281,6 млн. руб., темп роста отгрузки ожидается на уровне 104,5%. В 2022 году планируется отгрузить продукции на 283,5 млн. руб., темп роста при этом составит 100,7 %. В 2023 – 2024 годах в денежном выражении объем отгруженной продукции в ОАО «Малоярославецмежрайгаз» увеличится до 293,6 и 304,1 млн. руб., а темп роста составит 103,6% ежегодно.
УМП «Водоканал» по оценке 2021 года отгрузит продукции на сумму 93,2 млн. руб., в отчетном 2020 году, данный показатель составлял 89,6 млн. руб. Темп роста по оценке 2021 года ожидается на уровне 104%. В предстоящем 2022 году темп роста объема отгруженной продукции по отношению к 2021 году планируется так же 104%, в денежном выражении составит 96,9 млн. руб. В прогнозном периоде 2023 – 2024 годов темп роста объема отгруженной продукции на предприятии останется около 104% ежегодно, при этом, в денежном выражении отгрузка составит 100,8 млн. руб. в 2023 году и 104,8 млн. руб. в 2024 году.
Прочие производства: объем отгруженной продукции в отчетном 2020 году по крупным, средним и малым прочим предприятиям города составил 4 969,6 млн. руб. Темп роста по оценке 2021 года ожидается на уровне 104,2 %, в денежном выражении объем отгруженной продукции составит 5 180,7 млн. руб. В предстоящем 2022 году темп роста по отношению к 2021 году планируется 103,9%, а в прогнозном периоде 2023 – 2024 годов темп роста объема отгруженной продукции на прочих предприятиях города планируется на уровне 104,2% и 104,8% соответственно.
В 2021 году по некоторым предприятиям муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» ожидается незначительное снижение количественных и стоимостных показателей деятельности, что, скорее всего, связано с ухудшением ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
В таблице 1 приведены показатели отгрузки/реализации промышленной продукции за период 2020-2024 годов:
Таблица 1
Наименование промышленного предприятия |
Отгружено/реализовано продукции, млн. руб. |
Темп роста, % |
|||||||||||||
2020 г отчет |
2021 г оценка |
2022 г прогноз |
2023 г прогноз |
2024 г прогноз |
2021г к 2020г |
2022 к 2021г |
2023г к 2022г |
2024г к 2023г |
|||||||
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
|||||||||||||||
ООО «Агрисовгаз» |
7 162,4 |
10 770, 4 |
11 847, 5 |
13 032, 2 |
14 335, 4 |
150% |
110% |
110% |
110% |
||||||
ООО «РСМЕТАЛЛ» |
463,8 |
649,4 |
933,3 |
1 078,8 |
1 246,6 |
140% |
144% |
116% |
116% |
||||||
ООО «ВМК Инвест» |
2 177, 4 |
3 025,0 |
3 257,0 |
3 257,0 |
3 490,0 |
139% |
108% |
100% |
107% |
||||||
Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях |
|||||||||||||||
ООО НПО «ФармВИЛАР» |
683,9 |
720,0 |
720,0 |
720,0 |
720,0 |
105,3 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
||||||
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
|||||||||||||||
АО «Малоярославецкий приборный завод» |
14,4 |
15,0 |
15,0 |
15,0 |
15,0 |
104,2 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
||||||
ООО «ЗАВОД ВОДОПРИБОР» |
135,5 |
138,1 |
141,7 |
145,7 |
150,2 |
101,9 |
102,6 |
102,8 |
103,1 |
||||||
Производство резиновых и пластмассовых изделий |
|||||||||||||||
ООО «Союз «Техпласт» |
66,6 |
72,4 |
75,4 |
78,9 |
82,5 |
108,6 |
104,2 |
104,6 |
104,6 |
||||||
ООО «Фауна –пласт» |
34,5 |
37,5 |
39,04 |
40,8 |
42,7 |
108,6 |
104,2 |
104,6 |
104,6 |
||||||
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака |
|||||||||||||||
ООО «Малоярославецкий комбинат хлебопродуктов» |
43,2 |
43,8 |
45,2 |
46,9 |
48,9 |
101,4 |
103,2 |
103,8 |
104,2 |
||||||
ООО «Добрый мед» |
103,5 |
104,9 |
108,3 |
112,4 |
117.1 |
101,4 |
103,2 |
103,8 |
104,2 |
||||||
ЗАО «Партнер-М» |
758,0 |
785,8 |
796,4 |
803,8 |
813,5 |
103,7 |
101,3 |
100,9 |
101,2 |
||||||
ООО «Сифуд Индастриз» |
2 777,6 |
2 770,0 |
2 770,0 |
2 770,0 |
2 770,0 |
99,7 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
||||||
Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения |
|||||||||||||||
ООО «ПАРК-ПРО» |
217,7 |
236,6 |
245,4 |
254,5 |
264,4 |
108,7 |
103,7 |
103,7 |
103,9 |
||||||
Производство мебели |
|||||||||||||||
ООО «СОЛАНА» |
3,4 |
3,6 |
3,7 |
3,9 |
4,0 |
105,5 |
104,3 |
104,3 |
104,3 |
||||||
Обеспечение электрической энергией, газом и паром, водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов |
|||||||||||||||
УМП «КЭиТС» |
267,4 |
279,5 |
295,4 |
304,3 |
313,4 |
104,5 |
105,7 |
103,0 |
103,0 |
||||||
ОАО «Малоярославецмежрайгаз» |
269,5 |
281,6 |
283,5 |
293,6 |
304,1 |
104,5 |
100,7 |
103,6 |
103,6 |
||||||
УМП «Водоканал» |
89,6 |
93,2 |
96,9 |
100,8 |
104,8 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
||||||
Прочие производства |
4 969,6 |
5 180,7 |
5 383,4 |
5 610,6 |
5 877,9 |
104,2 |
103,9 |
104,2 |
104,8 |
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
В 2021 году в целом по городу ожидается незначительный, но рост количественных показателей малых предприятий, что связано с государственной поддержкой предпринимательства, даже в период пандемии. Что касаемо стоимостных показателей деятельности малых предприятий, в 2021 году ожидается также рост и малый бизнес по объему оборота выйдет на допандемический уровень.
Количество действующих малых предприятий в 2021 году оценивается в 522 единицы. Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях, по оценке, составит 2 184 человек.
В прогнозном периоде 2022-2024 годов планируется увеличение количества субъектов малого предпринимательства (СМП): 527, 532, 537 единиц соответственно. Средняя численность работающих на СМП в прогнозном периоде в среднем составит 2 170 человек.
По оценке 2021 года оборот малых предприятий оценивается в 6 089,2 млн. рублей, в фактических ценах темп роста на 0,3% выше уровня 2020 года. В 2022 году прогнозируется рост отгруженной продукции к уровню 2021 года, что составит 104,1%, в денежном выражении объем отгрузки продукции составит 6 339,9 млн. руб. В прогнозируемых 2023-2024 годах объем отгруженной продукции в денежном выражении увеличится до 6 604,3 и 6 907,2 млн. руб. соответственно, темп роста продолжит медленно расти до 104,2% и 104,6% соответственно.
В среднесрочной перспективе усилится влияние малого предпринимательства на социально-экономическое развитие муниципального образования, чему будет способствовать реализация государственной программы развития предпринимательства, которая является одним из факторов развития предпринимательства в Калужской области.
Наиболее значимыми малыми предприятиями муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец являются: ООО «Техностройгрупп», ООО «Вторчермет», ООО «Алмо», ООО «Виктория», ООО ПТК «ПРИОРИТЕТ», ООО «Алюком», ООО «Депо Малоярославец», ООО «Колорит», ООО «Алюма», ООО «СМУ-10» и др. Удельный вес СМП в общем объеме отгруженной продукции города по полному кругу в 2021-2024 годах составит около 23 %.
В целях поддержки бизнеса в 2020 году был предпринят ряд мер федерального и регионального уровня, направленных на снижение текущих издержек бизнеса, уменьшение налогового и административного бремени, создание стимулов для сохранения занятости. Организации малого бизнеса, индивидуальные предприниматели, а также самозанятые получили налоговые льготы, отсрочки по уплате налогов и сборов, субсидии, льготные микрозаймы. Данные меры поддержки способствовали стабилизации работы организаций в отчетном году и гарантируют дальнейшее развитие бизнеса.
СТРОИТЕЛЬСТВО И ИНВЕТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ
Увеличение объема инвестиций в основной капитал будет обеспечено за счет реализации мероприятий национальных проектов по строительству новых объектов социальной инфраструктуры в городе Малоярославце.
В 2021 году объем инвестиций в основной капитал на развитее экономики и социальной сферы за счет всех источников финансирования оценивается на уровне 450,5 млн. руб. в номинальном выражении, или 136% в сопоставимой оценке к объемам 2020 года. В 2021 году из областного и местного бюджетов было выделено более 48 млн. руб. на строительство памятной стелы «Малоярославец - Город воинской славы». В предстоящем среднесрочном периоде 2022-2024 годов прогнозируется прирост инвестиций в основной капитал. Это объясняется улучшением общего инвестиционного климата, увеличением объема инвестиционных вложений предприятий, осуществляющих модернизацию и расширение производства, а также вложениями новых инвесторов. В 2022 году планируется значительное увеличение объема инвестиций, который составит 1 659,8 млн. руб., в том числе 1 308,0 млн. руб. за счет бюджетных средств на строительство школы на территории муниципального образования. В 2023-2024 годах планируются инвестиции в сумме 343,2 млн. руб. и 373,6 млн. руб. соответственно.
Вложения инвестиций в основной капитал будут осуществляться за счет собственных средств.
Основные инвестиционные вложения за период 2020-2021 годы и в среднесрочной перспективе 2022-2024 годов связаны, прежде всего, с инвестиционной деятельностью следующих предприятий: в ООО «Агрисовгаз» данные вложения в натуральном выражении составили 82,6 млн. руб.; 95,0 млн. руб. и составят 80 млн. руб.; 47 млн. руб.; 50 млн. руб. соответственно по годам. Данные инвестиции будут направлены на приобретение основных средств, модернизацию и реконструкцию предприятия. В 2020 году на приобретение основных средств, строительство, модернизацию и реконструкцию ОАО "Малоярославецмежрайгаз" было направлено инвестиций в размере 57,0 млн.руб., по оценке в 2021 году инвестиции составят 49,5 млн.руб., в прогнозном периоде 2022-2024 годов планируется инвестиций 52,7 млн. руб., 55,0 млн. руб., 57,0 млн. руб., соответственно. Инвестиции на строительство и приобретение основных средств в «ВМК Инвест» в денежном выражении в 2020 году составили 50,4 млн. руб., в 2021-2024 годах составят 50,0 млн. руб., 60,0 млн.руб., 70,0 млн.руб., 72,0 млн. руб. соответственно. Инвестиции ООО «Малоярославецкий изыскательский филиал ОАО «Атомэнергопроект»» за период 2020-2024 годов в денежном выражении составили и составят 40,5 млн. руб.; 50,0 млн. руб.; 51,0 млн. руб.; 53,0 млн. руб.; 55.0 млн. руб. соответственно по годам. Данные инвестиции будут направлены на приобретение основных средств.
Основным направлением в экономике муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» остается стимулирование инвестиционной деятельности, привлечение новых инвесторов на территорию города. Стабильный поток инвестиционных средств обеспечивается созданием комфортных условий ведения хозяйственной деятельности для уже существующих предприятий, а также вновь приходящих на территорию города субъектов инвестиционной деятельности.
Наибольший удельный вес в объеме капитальных вложений в реализацию программ социальной направленности приходится на финансирование из областного бюджета (65%).
Одной из ведущих составляющих развития экономики города является строительство. Удельный вес отгруженной продукции предприятий, относящихся к сфере строительство в общем объеме отгруженной продукции города по полному кругу в 2021-2024 годах составит около 4 %. Объем отгруженной продукции в прогнозном периоде в среднем планируется 1,1 млрд. руб.
В городе наиболее значимыми предприятиями в сфере строительства являются: ООО «Виктория», ООО «СМУ-10», ООО «АГРОСТРОЙСИСТЕМА», ООО «Стройтехмонтаж плюс», ООО «Зонадоступа», ООО «СПЕЦСТРОЙ-21», ООО «Пламяпожсервис», ООО «Энергостройсервис», ООО «ВКБ-строй», ООО «Спецстрой», ООО «СОЮЗМЕТАЛЛПРОЕКТ», ООО «Майт», ООО «СДА», ООО «СССР» ООО «Стройгарант» и другие.
Стратегической целью жилищной политики является создание условий для дальнейшего повышения уровня доступности жилья для населения путем массового строительства жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности.
На территории города за 2020 год было введено в эксплуатацию жилья, всего 28 153 кв.м., из них за счет средств индивидуального застройщика так же 28 153 кв.м. По оценке 2021 года планируется ввести 19 390 кв.м. жилья за счет средств индивидуального застройщика, что составляет 69% к уровню аналогичного периода 2020 года. В прогнозном периоде 2022-2024 годах запланировано ввести в эксплуатацию жилья порядка 15 800 кв.м. ежегодно. Проводимые мероприятия по улучшению качества жилья, увеличению объемов жилищного строительства, развитию инфраструктуры направлены на обеспечение комфортной среды проживания и жизнедеятельности для всех жителей города.
В прогнозном периоде основные направления строительной деятельности будут направлены на создание стимулов застройщиков для реализации масштабных проектов комплексного развития территорий, обеспеченных инфраструктурными объектами, средства на которые предусмотрены в рамках реализации мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства, оказание гражданам поддержки в улучшении жилищных условий, включая обеспечение жильем молодых семей, вовлечение в хозяйственный оборот земельных участков в целях жилищного строительства в городе, модернизацию строительной отрасли и повышение качества индустриального жилищного строительства, стимулирование внедрения передовых технологий в проектировании и строительстве, совершенствование механизмов государственной поддержки строительства стандартного жилья.
ДОРОЖНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
В 2020 году общая протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Малоярославец составила 103,350 км. Доля автомобильных дорог местного значения с усовершенствуемым покрытием (асфальтобетон, цементобетон) составляет 41,788 км (40.43%), с переходным типом покрытия (песчано-гравийная смесь) соответственно 61,562 км (59,57%).
В 2021 году протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Малоярославец сохранится на уровне 2020 года. В прогнозном периоде изменений не предвидеться. В 2021 году был начат ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Успенская, протяженностью 1,980 км. на общую сумму более 24 млн. руб. Окончание данного ремонта планируется к 01.06.2022 году. В плановом периоде 2022-2024 годах планируется ремонт дорог муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» на сумму более 100 млн. рублей. Так же по оценке 2021 года на территории города Малоярославец будут отремонтированы следующие тротуары: тротуар по ул. Коммунистическая, тротуар по ул. Чернышевского, участки тротуара по улице Российских Газовиков на сумму более 6,5 млн. рублей.
Основной проблемой развития дорожного хозяйства муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» является высокая доля автомобильных дорог общего пользования местного значения, не соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям. С увеличением автомобильного транспорта, актуальным является прогнозирование ухудшения дорожной обстановки, связанной с увеличением дорожно-транспортных происшествий на территории города.
В сложившихся условиях проезд на автомобильных дорогах муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» поддерживается в основном благодаря мерам по содержанию и текущему ремонту.
Так же большой проблемой является не соответствие нормативным требованиям дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов.
Для решения указанных проблем необходимы:
- качественное улучшение транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог местного значения;
- проведение ремонта автомобильных дорог местного значения;
- круглогодичное содержание автомобильных дорог в соответствии с нормативными требованиями.
- ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов;
-организация и обустройство пешеходных переходов;
- установка дорожных знаков;
- ремонт (ямочный, картами) уличной дорожной сети в весенний и осенний период;
- нанесение дорожной разметки на улицах города и пешеходных переходах;
- строительство и ремонт тротуаров на улицах города;
- разработка схем организации дорожно-транспортного движения по улицам города;
- внедрение схем организации движения транспорта в местах наибольшего скопления людей;
- организация одностороннего движения на узких участках дорог;
- внедрение системы видеофиксации.
Долгосрочное планирование дорожно-хозяйственной деятельности в муниципальном образовании городского поселения "Город Малоярославец», позволит применить принципы бюджетное планирования, ориентированного на результат, с наибольшей эффективностью использования финансовых ресурсов при четко определенных приоритетах развития отрасли.
РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ
Современный потребительский рынок города Малоярославец способен удовлетворить спрос населения на основные продовольственные, непродовольственные товары и услуги. Сфера обслуживания населения, постоянно развивающаяся сеть предприятий торговли, насыщенность товарами и услугами остаются на соответствующем уровне, тем самым, подтверждая стабильность потребительского рынка муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец».
В структуре потребительского рынка города 66,1% занимает сектор розничной торговли (стационарные (магазины) и нестационарные торговые объекты), 21,1% - рынок платных услуг 12,8% - сфера общественного питания. На территории города функционирует один универсальный рынок.
Совершенствование рыночной инфраструктуры способствует повышению уровня обеспеченности населения города в торговом обслуживании и оказании платных услуг.
Из общего количества стационарных предприятий розничной торговли специализируются на продаже продовольственных товаров 40% магазинов, непродовольственных - 32%, смешанного ассортимента - 28%.
Последовательное внедрение современных форм торговли, динамичное развитие сетевых структур розничной торговли, различных форматов, где используются прогрессивные технологии торгового обслуживания населения по методу: самообслуживания; дистанционного способа продаж (по образцам, каталогам); торговли в кредит; использования, при расчете с покупателями, банковских карт, электронных терминалов; проведения призовых акций, сезонных распродаж, скидок; компьютеризация учета товародвижения способствует повышению качества культуры обслуживания и удовлетворению покупательского спроса населения. При открытии новых предприятий торговли большое внимание уделяется благоустройству прилегающих территорий, обустройству парковок автотранспорта, установке камер видеонаблюдения, обеспечению доступа маломобильных групп населения (установка пандусов).
Порядка 60 % оборота розничной торговли обеспечивают федеральные и региональные сети. В настоящее время в нашем городе работают федеральные и региональные сетевые операторы розничной торговли, такие как «Дикси», «Пятерочка», «Магнит», «Праздничный», «АТАК», «Лента», «Верный» и др.
Сетевая торговля характеризуется современными форматами магазинов, широким ассортиментом товаров, оснащена передовыми технологиями ведения бизнеса и сервисного обслуживания покупателей. Рост сетевой торговли создает дополнительные возможности расширения рынка и дает значительный положительный эффект: повышается прозрачность торговых операций, увеличиваются налоговые поступления, внедряются современные технологии. Однако открытие сетевых магазинов в городе Малоярославец влечет за собой закрытие местных магазинов как неконкурентоспособных.
С целью улучшения обслуживания жителей, создания комфортных условий населения по месту жительства развивается сеть магазинов, расположенных в радиусе "шаговой" доступности, торгующих широким ассортиментом товаров. Осуществляется ярмарочная торговля, способствующая реализации продукции местных товаропроизводителей.
В 2021 году продолжается постепенное восстановление потребительского спроса, вследствие чего ожидается рост объемов розничной торговли в сопоставимой оценке к уровню 2020 года на 2,6%, или 5 618,5 млн. рублей в номинальном исчислении.
В прогнозируемом периоде 2022 - 2024 годов реальный рост объемов оборота розничной торговли составит по базовому варианту 102,4% в 2022 году, 102,5% - в 2023 году, 102,3% - в 2024 году соответственно.
Все больше получает распространение торговля через интернет-магазины, интернет-продажи в общем обороте розничной торговли составляют около 18,4 %.
В прогнозном периоде структура оборота розничной торговли будет ориентирована на расширение товарного ассортимента на имеющихся торговых предприятиях и увеличение объема продаж за счет привлечения потенциальных покупателей, предоставляя выгодные условия для приобретения товаров, активного использования услуг потребительского кредитования.
Функции общественного питания на территории города осуществляют организации различной формы собственности. Из общего количества 45% - социально ориентированные предприятия общественного питания, обеспечивающие питанием рабочих, служащих, студентов, школьников, 55% - предприятия, ориентированные на различные группы потребителей, включая сеть быстрого питания.
В супермаркетах и крупных продовольственных магазинах открываются отделы по реализации готовой кулинарной продукции и свежевыпеченных хлебобулочных изделий.
Постоянно расширяется спектр оказываемых предприятиями общественного питания услуг: отпуск блюд на вынос, доставка их по заказам на дом, в офис, изготовление продукции на заказ.
Темпы роста оборота общественного питания в прогнозном периоде в сопоставимых ценах составят 102,6-103,0 % по базовому варианту, и 102,9-103,3 % по целевому варианту.
Предполагается, что в 2021 году на душу населения будет реализовано товаров и продукции общественного питания в среднем в месяц на сумму 19,45 тыс. рублей.
К 2024 году ежемесячная продажа товаров и продукции общественного питания на душу населения по базовому и целевому вариантам возрастет до 19,7- 21,0 тыс. рублей соответственно.
Определяющими факторами, влияющими на развитие рынка платных услуг населению как сегмента потребительского рынка, в среднесрочной перспективе являются рост платежеспособного спроса населения, политика по регулированию цен на услуги естественных монополий, а также развитие рынка социальных услуг, предоставляемых ранее бесплатно.
Диапазон видовой структуры также зависит от платежеспособного спроса населения. В видовой структуре платных услуг 39,5% приходится на услуги жилищно-коммунального хозяйства, телекоммуникационные и связи (17,8%), бытовые и транспортные (18,7%), медицинские (9,1%), системы образования (5,4%), прочие (9,5%).
В видовой структуре бытовых услуг наиболее востребованы услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств и оборудования (удельный вес в общем объеме бытовых услуг – 29,1%), услуги по ремонту и строительству жилья и других построек (20,6%), парикмахерские и косметические услуги (24,5%).
Предполагается, что сложившаяся структура платных услуг в 2022 - 2024 годах сохранится без значительных изменений. Основными лидерами рынка платных услуг населению по-прежнему останутся низкоэластичные к доходам населения услуги жилищно-коммунального хозяйства, телекоммуникационные услуги, транспортные услуги, которые относятся к разряду «обязательных услуг» и доля которых в объеме услуг составляет около 65%.
Расширяется сеть предприятий, оказывающих услуги населению в основном за счет увеличения поставщиков услуг (образовательные, медицинские, юридические, туристические, пассажирские перевозки и другие услуги).
Снижение платежеспособного спроса в 2020 году изменило предпочтения населения по использованию денежных доходов на приобретение услуг. К концу 2021 года объем платных услуг вырастет на 11,7% в сопоставимых ценах к уровню 2020 года и составит 1 480,5 млн. рублей.
В 2022- 2024 годах рост объема платных услуг по базовому варианту составит 102,7% в 2022 году, 103,4% в 2023 году, 104% в 2024 году, по целевому варианту – 103,2%, 103,8%, 104,2% соответственно.
К 2024 году ежемесячный объем платных услуг на душу населения составит 5,45- 6,2 тыс. рублей против 5,1 тыс. рублей по оценке 2021 года.
По мере роста реальных располагаемых доходов и реальной заработной платы динамика платных услуг будет иметь положительные значения.
ЦЕНОВАЯ СИТУАЦИЯ
Одним из значительных факторов, оказывающих влияние на развитие потребительского рынка, является динамика инфляционных процессов.
Значительное влияние на изменение инфляционных процессов оказывает сохранение ограничительных санкций, неустойчивая динамика курса рубля, дороговизна кредитных ресурсов, сокращение внутреннего спроса. Вместе с тем идет процесс адаптации к изменениям, складывающимся в экономике. Высокий уровень сбережений является фактором, сдерживающим инфляцию.
Динамика роста цен в потребительском секторе муниципального образования в настоящий момент в основном аналогична общероссийским тенденциям. Значительное влияние на изменение инфляционного фона оказало сокращение внутреннего спроса вследствие низкого уровня реальных денежных доходов населения, связанного с распространением новой коронавирусной инфекции, сохранением ограничительных санкций, нестабильностью валютного рынка.
Ограничения со стороны внутреннего спроса оказывали сдерживающее влияние на инфляцию: в январе - июне 2021 года уровень среднегодовой инфляции по Калужской области в целом и в городе Малоярославец составил 106,8% по отношению к январю - июню 2020 года.
В 2021 году наблюдается ускорение темпов индекса потребительских цен. Среднегодовой рост цен в 2021 году по оценке составит 6,8%, на конец 2021 года - 5,2%.
В 2022 году прогнозируется рост индекса потребительских цен к декабрю по базовому варианту - 104,4%, по целевому варианту - 104,2%. Среднегодовой индекс цен по базовому варианту составит 104,5%, по целевому варианту - 104,4%.
В 2023 - 2024 годах инфляция будет сохраняться на уровне 104,0%.
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ «ГОРОД МАЛОЯРОСЛАВЕЦ»
Основным механизмом решения поставленных задач администрацией муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» является реализация национальных проектов, муниципальных программ и входящих в их состав мероприятий муниципальных проектов.
Реализация национальных проектов охватывает основные ключевые направления социально-экономического развития - такие, как жилье и городская среда, безопасные и качественные автомобильные дороги, цифровая экономика, малое и среднее предпринимательство и др.
Основанием для разработки муниципальных программ муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» является перечень муниципальных программ, утвержденный постановлением Администрации муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» от 05.11.2019 N 1165 «Об утверждении Перечня муниципальных программ муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец», реализация которых предусмотрена в 2020 году и в последующие годы».
В муниципальном образовании действуют 17 муниципальных программ муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» (см. таблица 2.), а также
- Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования городское поселение "Город Малоярославец" до 2032 г. Решение городской думы МО ГП "Город Малоярославец" № 184 от 20.04.2017 г.
- Программа комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования городское поселение "Город Малоярославец" до 2030 г. Решение городской думы МО ГП "Город Малоярославец" № 147 от 24.11.2016 г.
- Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования городское поселение "Город Малоярославец" на период с 2015 по 2024 годы Решение городской думы МО ГП "Город Малоярославец" № 525 от 19.02.2015 г.
На 2022-2024 годы структура государственных программ в муниципальном образовании существенно не изменится.
На прогнозируемый период 2022 - 2024 годов финансирование муниципальных программ муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» планируется в рамках бюджетных ассигнований, которые будут определены в решении Городской Думы о бюджете муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» на очередной финансовый год и на плановый период.
По некоторым муниципальным программам муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» в 2022 - 2024 годах на финансирование программных мероприятий предусмотрено получение средств из федерального и регионального бюджетов.
Средства из федерального бюджета будут направлены на реализацию мероприятий в рамках следующих направлений: развитие дорожного хозяйства, формирование современной городской среды.
Перечень муниципальных программ муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец»
Таблица 2
№ п/п |
Наименование муниципальной программы |
Дата, номер постановления об утверждении программы |
1 |
«Развитие культуры и туризма в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»» |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 05.11.2019 г. №1165 |
2 |
«Развитие физической культуры и спорта в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»» |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 05.11.2019 г. №1165 |
3 |
«Поддержка развития казачьих обществ в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»» |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 05.11.2019 г. №1165 |
4 |
«Безопасный город» в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»» |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 05.11.2019 г. №1165 |
5 |
«Гражданская инициатива» в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»» |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 05.11.2019 г. №1165 |
6 |
«Социальная поддержка граждан в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»» |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 05.11.2019 г. №1165 |
7 |
«Развитие градостроительной деятельности в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»» |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 05.11.2019 г. №1165 |
8 |
«Развитие дорожного хозяйства в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»» |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 05.11.2019 г. №1165 |
9 |
«Благоустройство территории в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»» |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 05.11.2019 г. №1165 |
10 |
«Энергосбережение и повышение энергоэффективности в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»» |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 05.11.2019 г. №1165 |
11 |
«Чистая вода в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец» |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 05.11.2019 г. №1165 |
12 |
«Управление муниципальным имуществом в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»» |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 05.11.2019 г. №1165 |
13 |
«Формирование современной городской среды в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец» на 2018-2024 годы» |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 05.11.2019 г. №1165 |
14 |
«Содержание и обслуживание жилищного фонда в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»» |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 05.11.2019 г. №1165 |
15 |
«Создание условий для устойчивой работы муниципальных унитарных предприятий и бесперебойного обеспечения населения в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец» качественными коммунальными услугами» |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 05.11.2019 г. №1165 |
16 |
«Организация деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»» |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 05.11.2019 г. №1165 |
17 |
«Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17.02.2021 г. №166 |
Основные показатели прогноза социально-экономического развития муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов
Таблица 3
Показатели |
Ед. изм. |
Отчет |
Оценка |
Прогноз |
||
2020г. |
2021г. |
2022г. |
2023г. |
2024г. |
||
Население |
||||||
Численность населения на конец года |
Тыс.чел. |
27,795 |
27,922 |
42,000 |
42,021 |
42,043 |
Темп роста, % |
|
|
100,5% |
150,4% |
100,1% |
100,1% |
Доходы населения |
||||||
Среднемесячная заработная плата на 1 работника |
руб. |
36,900 |
38,790 |
40,850 |
43,500 |
46,350 |
Темп роста, % |
|
|
105,1% |
105,3% |
106,5% |
106,6% |
Объем отгруженной продукции, объем инвестиций, розничный товарооборот |
||||||
Объем отгруженной продукции (без НДС и акцизов) всего по разделам С, D, E ОКВЭД |
Млн. руб. |
21 015,1 |
25 778,2 |
27 666,0 |
29 303,5 |
31 357,5 |
Темп роста, % |
|
|
122,7% |
107,3% |
105,9% |
107,0% |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
Добывающие производства |
Млн. руб. |
133,084 |
134,814 |
137,915 |
141,914 |
146,456 |
Темп роста, % |
|
|
101,3% |
102,3% |
102,9% |
103,2% |
Обрабатывающие производства |
Млн. руб. |
17 535,5 |
22 162,6 |
23 910,2 |
25 387,6 |
27 242,9 |
Темп роста, % |
|
|
126,4% |
107,9% |
106,2% |
107,3% |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
Млн. руб. |
654,9 |
684,2 |
707,2 |
731,6 |
756,8 |
Темп роста, % |
|
|
104,5% |
103,4% |
103,4% |
103,4% |
Объем отгруженной продукции по малым предприятиям |
Млн. руб. |
6 063,0 |
6 078,6 |
6 328,9 |
6 592,8 |
6 895,3 |
Темп роста, % |
|
|
100,3% |
104,1% |
104,2% |
104,6% |
Инвестиции в основной капитал |
Млн. руб. |
331,3675 |
450,5 |
1659,785 |
343,23 |
373,575 |
Темп роста, % |
|
|
136,0% |
368,4% |
20,7% |
108,8% |
Розничный товарооборот |
Млн. руб. |
5 475,8 |
5 618,5 |
5 755,7 |
5 898,2 |
6 036,8 |
Темп роста, % |
|
|
102,6% |
102,4% |
102,5% |
102,3% |
Оборот общественного питания |
Млн. руб. |
1 272,5 |
1 300,5 |
1 334,1 |
1 370,7 |
1 412,4 |
Темп роста, % |
|
|
102,2% |
102,6% |
102,7% |
103,0% |
Объем платных услуг |
Млн. руб. |
1 325,9 |
1 480,5 |
1 519,8 |
1 570,9 |
1 633,2 |
Темп роста, % |
|
|
111,7% |
102,7% |
103,4% |
104,0% |