Впереди новый, 2020 год, и, соответственно, Новогодняя ночь, когда вся Россия чокается, поздравляет, пляшет, поёт и «расстреливает» мирное небо над головой фейерверками. Но для нашего города воинской славы эта ночь особенно примечательна началом боёв за освобождение Малоярославца от оккупации. Каждый, кто читал сводки Совинформбюро, знает, что о захвате города врагом в них не упоминалось, а вот освобождение было отмечено.
Через несколько дней после освобождения в состав местного руководства были назначены секретарём райкома ВКП(б) М.Ф. Боборыкин, председателем райисполкома И.К. Ларин, председателем исполкома горсовета Н.Ф. Бирюков, заведующим горкомхозом Н.К. Клушин. В соответствии с постановлением ГКО № 1199 от 23.01.1942 «О создании городских комитетов обороны в городах Московской области (Клин, Можайск, Малоярославец, Волоколамск)» был сформирован комитет обороны по главе с Михаилом Фёдоровичем Боборыкиным, в который также вошли «Кузнецов, Хлыстов и комендант города… На Малоярославецкий комитет обороны возложено руководство Малоярославецким, Боровским, Угодско-Заводским и Наро-Фоминским районами» («Искра» 10.02.1942 г.).
Газета Московской области (Малоярославецкий район тогда относился к этому региону) «Московский большевик» от 11 января 1942 г. посвятила целую страницу нашему городу под общим заголовком «В Малоярославце, освобождённом от врага». Вот некоторые публикации.
«Город возвращается к жизни» с подзаголовком «Беседа с секретарём Малоярославецкого райкома ВКП(б) тов. Боборыкиным»: «Отступая, фашисты жгли жилые здания, взрывали общественные сооружения, корпуса промышленных предприятий. Постепенно в город возвращается население, и вопрос его жилищного и бытового обслуживания стоит достаточно остро. Горсовет уже приступил к восстановлению нормальной жизни города. Через 2–3 дня начинает работу хлебозавод, к ремонту которого уже приступили, начнут работать баня и больница на 50 коек. Будет восстановлена электростанция, открываются магазин, столовая, парикмахерская.
Кадры ремонтных рабочих уже подобраны: есть плотники, стекольщики, кровельщики и каменщики. Областные организации оказывают помощь в завозе строительных материалов и продуктов питания. Торговля ими должна начаться в ближайшие же дни.
Горожане активно включились в работу по восстановлению разрушенного хозяйства и много делают собственными силами и средствами, например, ремонт жилья, осветительной сети и т.д. Постепенно город возвращается к жизни».
Заметка П. Клушина «Расплата близится»: «Красная Армия навсегда освободила Малоярославец от фашистских иродов. Два с лишним месяца фашисты измывались над нами. Когда немцы вступили в город, я ушёл к партизанам. Мне, шестидесятилетнему старику, нелегко было расстаться с домом, но я твёрдо решил, что не вернусь в него, пока в городе враг, и ушёл помогать Красной Армии, разведывал расположение вражеских войск.
В сёлах я видел повальные грабежи. Фашисты отбирали у крестьян всё до последнего зерна. В деревне Скрипорово фашисты забрали всю муку у крестьян и ещё обложили их налогом. В селе Недельное карательный отряд расстрелял раненых красноармейцев, застрелил колхозницу Огородникову за то, что она при виде этого зверства не могла вытерпеть и заплакала.
Враги, как гончие, охотились за нами, партизанами, и жестоко расправлялись с нашими родными и близкими. Мою дочь Ольгу, находившуюся на последнем месяце беременности, мучители пытали, насиловали, сделали калекой.
Но мы отомстим врагу за все злодеяния. Живыми они не уйдут от Красной Армии».
Ещё одна заметка за подписью М. Цветковой называлась «За всё отомстим»: «Однажды я осмелилась сказать немцу, чтобы он оставил мне немного овса, который он отобрал у меня. Фашист выволок меня во двор и стал головой колотить о пустой закром. Другой фашист в то же время бил меня по спине поленом. Я не знаю, как я выжила. Синяки и ссадины ещё не прошли до сих пор. Ведь мне 63 года.
Но зато в какой панике они бежали, когда их стали выбивать красноармейцы! Сердце заходилось от радости, когда я видела, как их кучами клали гранатомётчики.
Страшные дни миновали, наступила новая жизнь».
В освобождённый город приехал известный писатель и публицист Илья Эренбург. Беседовал с жителями и свои впечатления отразил в статье «Весна в январе» («Красная Звезда» 14.01.1942). Побывали у нас и корреспонденты «Комсомольской правды» В. Чернышов, Ю. Жуков, И. Шагин. Итогом посещения города корреспондентом «Правды» Д. Митницким и редактором «Подольского рабочего» Т. Оберенко стала статья «Конец Малоярославецкого направления».
К этому следует добавить, что Оберенко Николай Тимофеевич был одним из первых малоярославецких комсомольцев, в 1922 г. боец-коммунар 220-й отдельной малоярославецкой роты ЧОН, которая вела вооружённую борьбу с остатками контрреволюции и бандитизмом, в 1924 г. секретарь Укома комсомола, а в 1940-1942 годах редактор газеты «Подольский рабочий». На вопрос, почему статья была подписана «Т. Оберенко», предполагаю, что им был выбран такой псевдоним. Не исключаю вариант, что отец Николая Оберенко Тимофей мог быть сопровождающим «правдинца» по Малоярославцу.
29 мая 1942 г. Гитлер посмотрел знаменитый советский фильм «Разгром немцев под Москвой». Фильм убедительный и впечатляющий. И фюрер немецкого народа изрёк: «Этой зимой на нашу долю выпали особенно тяжкие испытания ещё и потому, что одежда наших солдат, уровень их оснащения и моторизации ни в коей мере не соответствовали условиям той зимы, когда температура понизилась до минус 50… первые немецкие пленные, вот их уже толпы без шинелей, без перчаток, без зимней одежды, пританцовывающие от холода, с глубоко засунутыми в карманы руками, которые они время от времени вынимали оттуда, чтобы растереть уши и нос!.. И, наконец, потянулись бесконечной чередой обледенелые немецкие танки, цистерны, грузовики, орудия; всё брошено потому, что Генеральный штаб сухопутных войск не заготовил в своё время запасы морозостойкого горючего и зимней одежды» (Генри Пикер «Застольные разговоры Гитлера». Пер. с немецкого. Смоленск. Русич. 1993). Это что же получается: план агрессии «Барбаросса» был составлен таким образом, что его разработчики — генералы не знали, что в России бывает зима, и врут фюреру про невероятные морозы в 50 градусов? И даже участь Великой армии с Наполеоном во главе им уроком не стала!