Бесценные документы военных лет пожелтевшие от времени треугольники, открытки со штемпелями полевой почты… В пропахших порохом строках - дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…
Мы счастливы, что небо над нашей Родиной мирное. Нам нужно всего лишь по-настоящему помнить историю. Помнить не только в День Победы. Помнить каждый день.
Благодарим директора муниципального бюджетного учреждения культуры «Огонёк» Татьяну Жмакину за отклик на наше предложение – публикацию фронтовых писем.
Она предоставила солдатские записки и письма Михаила Ильина, каждое его слово — неподдельная правда… С Малоярославцем Михаил был связан романтическим чувством к девушке Варваре ...
Михаил Гаврилович Ильин, первостроитель Комсомольска-на –Амуре, 1 июля 1941 г. был зачислен на курсы командиров общевойсковой разведки, а уже в декабре в составе 126-й отдельной морской стрелковой бригады, укомплектованной краснофлотцами и командирами Тихоокеанского флота, вступил в первый бой с гитлеровцами под Старой Руссой на Северо-Западном фронте. Потом он воевал на Западном, 3-м Белорусском, 1-м Дальневосточном фронтах. Участвовал в освобождении Вязьмы и Смоленска, Белоруссии и Литвы, штурмовал Кенигсберг. Дважды был ранен: осенью 1942 г., летом 1945 г.
Это был тяжелый ратный труд. О нем-то и рассказал Михаил Ильин в своих записках и письмах, которые решил назвать «Как пахнут подснежники перед атакой»:
«1942 год.
5 августа. Над вершинами высоких сосен и осин — голубое августовское небо. После ночи, освещенной огнями ракет и наполненной грохотом канонады, — минуты затишья, солнечного тепла, мирного шелеста листьев. Вспоминается прошлое: окно с геранью, улица, поросшая травой, за городом — поля, синеющие васильки.
4 сентября. Мы лежим в траве возле старого разрушенного блиндажа. Говорим о будущем, любви. Я сорвал крупную ромашку и, обрывая белые лепестки, как в дни молодости, гадаю…
5 октября. Скоро мне исполнится тридцать лет. На заре моей жизни гремели пушки гражданской войны. Самое яркое воспоминание детства — по тихим улицам родного города, поросшим муравой и подорожником, идут на Деникина полки молодой Красной Армии. А теперь вновь гремят пушки, и уже я сам солдат…
1943 год.
1 января. Не за праздничным столом, а на ночном марше встретил я Новый год. Огни карнавала нам заменили зарницы от разрывов бомб и вспышки ракет. Мы шли по дороге под обстрелом. Один снаряд упал близко. Двое убиты, трое ранены…
24 октября. Работаю по четырнадцать часов в сутки. Из всех радостей доступны только две: газеты и письма. Когда приходят последние вести со всех фронтов, мы раскрываем карту и отмечаем населенные пункты, освобожденные нашими войсками…
1945 год.
7 января. Вокруг чужая ночь. Мертвый свет ракет вырывает из темноты развалины их города. Если на берегах Полы, Ловати и Редьи я порой переставал верить в милость судьбы, то теперь почему-то не сомневаюсь, что останусь жив. А сколько моих товарищей никогда уже не увидят тех мест, откуда провожали их на фронт! Три года мы тяжело и упрямо поднимались на крутую гору Победы. Теперь мы у ее вершины…»
Дети нового века прочтут про битвы,
заучат имена вождей и ораторов, цифры убитых и даты…
Они не узнают, как сладко пахли на поле брани розы.
Как меж голосами пушек стрекотали звонко стрижи,
Как была прекрасна в те годы жизнь.
Но солдаты узнали, как могут пахнуть подснежники за час до атаки..