15 июня в Калуге одной из тем заседания регионального Правительства, которое в режиме видеоконференцсвязи провел глава области Владислав Шапша, стало внедрение модели комплексной цифровизации образования.
Руководитель профильного министерства Александр Аникеев проанализировал основные этапы работы по информатизации региональной образовательной сферы в предыдущие годы. Говоря о текущей ситуации, он подчеркнул, что эпидемией коронавируса региональному образованию был брошен серьезный вызов. Главной проблемой стало качество работы образовательных онлайн-сервисов. Возможности информационной системы «Сетевой город. Образование», востребованной среди школьников, родителей и учителей, оказались ограничены функциями обмена домашних заданий и оценивания обучающихся.
По мнению министра, новая комплексная система цифровизации образования должна в первую очередь обеспечивать все функции дистанционного обучения: начиная от составления расписания занятий, электронных журналов и дневников, до ведения индивидуальных портфолио обучающихся, стимулирования и развития мотивации к обучению. Самой важной составляющей этой системы станет широкая возможность использования именно технологии дистанционного обучения.
«Главное, чего не хватило сейчас при организации дистанционного обучения – это полноценной аудиовизуальной коммуникации с учениками. Было бы хорошо приблизить такое общение к форматам привычного школьного урока, наполнив контент «универсальной доской» для демонстраций примеров, вариантами создания тестов для опроса школьников, возможностью их автоматического оценивания, разнообразными возможностями обратной связи со школьниками и оперативного контроля результатов обучения. Можно будет конструировать и реализовать учебные программы, в том числе с возможностью зачета результатов обучения на онлайн-курсах, проводить процедуры оценки качества образования», - отметил Александр Аникеев.
По словам министра, важно, чтобы онлайн-уроки были доступны на любых стационарных и мобильных устройствах, в том числе при низком качестве канала связи. Индивидуальный профиль ученика должен быть связан с возможностью посещения электронной библиотеки, с результатами диспансеризации, с контролем за организацией питания, оплатой поездок в общественном транспорте, обеспечением безопасности каждого ребенка.
«Уникальность такого подхода заключается в том, что именно в Калужской области мы сможем собрать воедино все уже реализованные в разных направлениях деятельности образовательных организаций проекты и достичь поистине прорывного эффекта», - сказал Александр Аникеев.
Подобная система более года пилотируется в ряде образовательных организаций Обнинска. Она полностью удовлетворяет запросам учителей, проста для использования и доступна на любой цифровой платформе. Ее внедрение позволит охватить 100% детей дистанционным обучением. Непростой задачей является организация учебного процесса для детей с ограниченными возможностями. Предлагаемое решение даст возможность в короткие сроки оснастить школы необходимым оборудованием и развернуть дистанционные уроки.
В ходе обсуждения Владислав Шапша обратил особое внимание на то, что работу по цифровизации системы образования не следует воспринимать, как попытку отказаться от традиционных форм обучения. «Есть много случаев, когда новые технологии абсолютно уместны и помогут детям обрести знания. В частности, тем детям, которые по каким-то причинам не могут попасть в школу. Это хорошее подспорье и для тех, кто хочет получить дополнительные знания за пределами основного курса школьного образования, для тех, кто хочет в течение всего дня коммуницировать со своими преподавателями. С точки зрения безопасности, с точки зрения организации питания и других сервисов - это серьезная работа, которая позволит выйти нашему образованию на новый уровень. Калужская область должна стать одним из самых современных регионов с точки зрения цифровизации системы образования. Прошу в нашей совместной работе исходить именно из этого», - резюмировал Владислав Шапша.
Учитывая, что в текущем году сдача ЕГЭ проходит в особых условиях, глава региона поручил профильному министерству активнее информировать общественность о подготовке и проведении экзаменов.