Концепция Стратегии 2040 готова. Определен главный приоритет - развитие человеческого капитала. Работа над Стратегией 2040 продолжится с привлечением экспертов. Учитывая, что документ затрагивает интересы каждого жителя региона, к участию в обсуждении будет приглашена широкая общественность.
ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ (ПРИОРИТЕТЫ) РАЗВИТИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2040 ГОДА
«Калужский регион 40 – направления развития 20-40»
Основные стратегические направления развития Калужской области разработаны в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года», Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года и других отраслевых федеральных документов стратегического планирования.
1. Текущее состояние
За период 2007-2019 гг. реализованы два этапа региональной Стратегии, которые были направлены на переход от промышленного развития к развитию на основе капитализации среды и на формирование кластеров в связке с инновационными разработками.
Калужская область добилась больших экономических успехов, превратившись из традиционного периферийного региона в регион с развитой индустриальной экономикой с диверсифицированной отраслевой структурой.
За счет притока капитальных вложений в экономику вырос ключевой показатель – валовой региональный продукт. В сопоставимых ценах ВРП вырос в 2 раза. В текущих ценах он увеличился с 86 млрд. руб. до 545 млрд. рублей.
При этом Калужская область переместились с 11 места в 2006 году на 5 место в 2019 году среди регионов ЦФО, а среди регионов Российской Федерации – с 50 на 32 место.
С 2007 года на протяжении восьми лет доля инвестиций в структуре ВРП составляла более 30%. За период 2006-2020 гг. на территории Калужской области в рамках активной инвестиционной политики созданы 12 индустриальных парков, особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Калуга», 2 территории опережающего социально-экономического развития. Открыто 116 новых предприятий, создано порядка 30 тысяч рабочих мест.
Доля продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей в валовом региональном продукте составляет более 35%. Объём экспорта продукции из Калужской области с 2015 года вырос в 5 раз.
Реализация ключевых приоритетов развития региональной Стратегии способствовала существенному росту объемов производства и доходов населения. Объем промышленного производства в Калужской области за период с 2006 года по 2020 год увеличился в 6,1 раза в сопоставимых ценах, по Российской Федерации - в 1,7 раза.
По объему промышленного производства на душу населения с 2010 года Калужская область занимает 1 место в ЦФО и входит в первую десятку по Российской Федерации.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций выросла в 5 раз, составив 43656 рублей в 2020 году против 8593 рублей в 2006 году. При этом Калужская область по уровню данного показателя занимает с 2008 года 3 место в ЦФО после Москвы и Московской области. Среди регионов Российской Федерации занимает 26 место (в 2006 году - 40 место).
В условиях ограниченных ресурсов стратегически правильное решение о приоритетном развитии именно автомобильной, фармацевтической, электротехнической отраслей позволило Калужской области достичь высоких показателей развития.
Успешно объединены сильные стороны экономики региона и его потенциальные возможности:
- привлечение инвестиций в развитие современных производств и технологий, которые удовлетворяют внутрироссийский спрос,
- высокий базовый уровень подготовки кадров, способный кратно повысить производительность труда для работы на высокотехнологичном оборудовании.
Калужская область является одним из первых в России регионов, внедривших кластерный подход в управлении региональным развитием. Использование кластерных технологий объединения предприятий способствовало росту предпринимательской активности, улучшению инвестиционного климата, и, как следствие, повышению экономического подъема отраслей и территорий.
По темпу роста сельскохозяйственного производства Калужская область поднялась в ЦФО с 14 места в 2006 году на 9 место в 2020 году, а по России с 72 на 36 место.
По темпу роста объёмов производства молока в сельхозпредприятиях в
2018-2020 гг. область занимает лидирующие позиции в стране. Численность поголовья мясного скота выросла в 1,5 раза. Регион полностью обеспечивает себя молоком, мясом, картофелем. Ежегодно в сельскохозяйственный оборот вовлекается 30-40 тыс. га неиспользуемых земель.
На протяжении последних 10 лет Калужская область входит в первую пятёрку регионов ЦФО по объёму строительных работ на душу населения (в 2020 г. занимала 3 место в ЦФО и 9 место в РФ).
С 2015 года в области построено около 4 млн. кв. метров жилья (в среднем по 800 тыс. кв. метров в год, выполнены все установленные для региона целевые показатели ввода жилья). Обеспеченность населения жильём выросла с 28,3 кв. метров на 1 жителя в 2015 г. до 31 кв. метра в 2019 году.
За прошедший период создана современная транспортная инфраструктура. Реконструирован аэропорт «Калуга». Регулярные рейсы выполняются в 10 городов России. С 2015 года общий пассажиропоток составил 340 тыс. человек.
С 2016 года совместно с ОАО «РЖД» реализуется проект «Новый шелковый путь» для увеличения товарооборота с Китаем, Вьетнамом, Индией, Японией. Развиваются транспортно-логистические хабы в формате грузовых деревень.
В 2018 году построен автомобильный обход города Калуги протяженностью 21,2 км с мостом через р. Ока. В 2022 году полностью закончится строительство объездной кольцевой автодороги вокруг Калуги.
С 2015 года Калужская область смогла перейти из категории дотационных регионов в категорию регионов-доноров.
При этом бюджет Калужской области всегда остается социально направленным. Доля расходов на социальную сферу составляет порядка 60 % от общего объема расходов регионального бюджета, что подтверждает основную цель стратегического развития Калужской области - рост человеческого капитала.
2. Вызовы социально-экономического развития в перспективном периоде
На данный момент перед Калужской областью стоит задача нового технологического прорыва и ускоренного роста человеческого капитала.
2020 год характеризовался глобальными изменениями во всех сферах деятельности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Региональная экономика показала свою способность к адаптации в условиях ограничений и к перестройке на другие форматы работы, выпуску новой линейки продуктов.
Благодаря сформированным резервам, проводимой экономической и бюджетной политике в период пандемии удалось пройти с минимизацией негативного эффекта, сохранив уровень реальных доходов населения и без существенного роста безработицы.
Основными главными вызовами для развития региона являются следующие.
Первый - технологический. Развитие технологий во всех отраслях стремительно ускоряется, спрос на новые услуги и продукты постоянно возрастает. Стремление человека к обновлению во всех сферах жизнедеятельности приведет к новым вызовам и возможностям в стратегических для региона отраслях.
В производственной сфере усиливается конкуренция в связи с расширяющейся географией участников рынка производства товаров, с повышением совокупной производительности экономики, наращиванием преимуществ в технологических инновациях, цифровизацией.
Второй – демографический. Необходимо переломить тренд убывания населения, нарастить число жителей для эффективного развития экономики и социальных сфер. Человеческий капитал становится основным ключевым активом в развитии региона.
При этом необходимо учитывать, что в настоящее время и ближайшее десятилетие будет продолжен тренд на старение населения.
Третий – структурные дисбалансы. В настоящее время имеют место инфраструктурные диспропорции внутри и среди регионов, различие в комфорте и условиях проживания в малых городах. Калужская область граничит с самой большой в России Московской агломерацией, которая представляет огромный потребительский рынок, и при этом является «магнитом», притягивающим трудовые ресурсы.
В последние десятилетия прослеживается ускоренный тренд на урбанизацию как в страновом, так и в региональном разрезе. Такая динамика перетока населения может привести к обезлюживанию территорий.
3. Целевое состояние
К 2040 году необходимо сформировать основные элементы новой экономической модели, основанной на развитии человеческого капитала, технологиях, создании комфортной среды проживания. Для достижения этого нужно активизировать незадействованные ранее факторы роста, при этом совместить реализацию долгосрочных и краткосрочных мер развития, чтобы использовать все конкурентоспособные преимущества и возможности государственного и частного секторов: повышение инвестиционной и деловой привлекательности региональной экономики, резкое усиление инновационной составляющей развития, расширение международной интеграции.
Повышение комфорта среды проживания, работы и отдыха на различных территориях региона позволит воздействовать сразу на два «вызова-развития»: демографический и структурный.
Развитие инфраструктуры комфорта за счет бюджетных и внебюджетных источников, привлечение частных инвестиций в проекты развития технологических инноваций позволят достичь к 2040 году следующих целевых показателей:
- повышение доли общего объема инвестиций в ВРП до 30% (в 2019 году 20%);
- увеличение доли регионального экспорта продукции в общем объеме экспорта РФ до 1% (2020 год - 0,3%);
- увеличение численности населения Калужской области до 1,3 млн человек;
- увеличение численности обучающихся в ВУЗах Калужской области до 40 тысяч человек;
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни в Калужской области до 83 лет;
- обеспечение жильем населения региона до уровня 45 кв. м на человека (в 2019 году 31 кв. м на чел.);
- превышение темпов роста доходов населения над потребительской инфляцией на 4-5 процента.
Достижению стратегических целевых показателей будет способствовать реализация следующих ключевых условий.
Первое - макроэкономическая стабильность при целевом показателе инфляции в 3%.
Второе - стабильность государственного управления.
Серьезность стоящих вызовов задает высочайшие требования к работе государственного аппарата, координации работы между всеми ветвями власти, совместной работе ведомств, отвечающих за выработку политики в отраслях экономики и социальной сферы. Для эффективной реализации этих задач необходимы повышение квалификации управленческого аппарата и переход к использованию современных информационных и управленческих технологий.
4. Направления (приоритеты) развития
4.1. Интеллектуальное производство
Наиболее предпочтительными с точки зрения развития региона являются те производства, которые не разрушают среду, а используют ее потенциал. При этом показатели конкурентоспособности будут зависеть не столько от стандартных макроэкономических показателей, сколько от состояния среды жизни и качества человеческого капитала. Такие нетрадиционные в рамках обычных экономических показателей результаты могут быть достигнуты при условии формирования специализированного инфраструктурного пространства для продвижения и коммерциализации прикладных исследований. По сути, экономическая оболочка накопления человеческих и средовых возможностей, станет универсальным ресурсом для реализации самого широкого диапазона направлений развития.
Долгосрочная повестка в сфере развития инновационных технологий в Калужской области определяется следующими стратегическим направлениями:
1. Ядерные промышленные технологии, радиохимия, накопители энергии, радиационные направления в медицине.
2. Биотехнологии, фармацевтика, генная инженерия, промышленные биоматериалы, молекулярная биомедицина.
3. Технологии электрификации транспортных средств (электромобили, гибриды), автономизация и роботизация транспортных средств.
4. Технологии экологической (включая альтернативные виды топлива и оптимизацию традиционных решений), пассивной, активной безопасности и обеспечения утилизации.
5. Технологии информатизации и цифровизации.
Доля специализированных инновационных центров в общем объеме технологической инфраструктуры в мире растет. Именно на этом тренде Калужская область сможет сформировать центры глобальной компетенции в ядерных, фармацевтических, лазерных, биотехнологических и цифровых технологиях, сфере интеллектуальных услуг и других секторах экономики.
Развитие таких центров будет основываться на технологическом партнерстве вузов (Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского, Калужский филиал МГТУ им. Н.Э.Баумана, ИАТЭ НИЯУ МИФИ, Калужский филиал Российского государственного аграрного университета — МСХА им. К. А. Тимирязева) инновационных стартапов и высокотехнологических компаний региона (включая те из них, которые широко представлены на международных рынках).
Изменения в экономической и технологических сферах стимулируют развитие новых направлений подготовки специалистов. В университетах будут созданы биоинженерные центры, а также центры цифровых технологий, искусственного интеллекта, лаборатории авиационных и оборонных направлений, комплексы исследований мягких материй.
В целях создания эффективных платформ университетского технологического предпринимательства будет оказываться содействие созданию малых инновационных предприятий, учебно-производственных участков, на которых студенты параллельно с обучением могут работать и зарабатывать.
Вовлечение исследователей и разработчиков в проекты технологических партнёров сделает область привлекательной для специализированных инвесторов, научных сообществ, предприятий, стартапов и потока талантов из разных регионов Российской Федерации и других стран.
В рамках реализации научно-технологических центров ключевыми проектами станут: цифровой парк наук о жизни – новый формат объектов инновационной кластерной инфраструктуры в мире; центр ядерных технологий; «умный» кампус.
Проектное направление «Цифровой технопарк наук о жизни» (специализация в сфере фармацевтики, медицины и биотехнологий) будет выполнено в формате технопарков третьего поколения с акцентом на цифровую медицину и биотехнологии, коммерциализацию ядерной промышленности. Области применения: онкология, кардиология, здоровое долголетие, иммунология и др. Предполагается создание лаборатории персонифицированной медицины по моделированию фармпрепаратов на молекулярном уровне.
Проектное направление «Ускорительные, ядерные технологии, источники и накопители энергии» предполагает создание экосистемы для реализации исследований и разработок, касающихся ядерных технологий, источников и накопителей энергии, выход на смежные не-ядерные рынки (обращение с радиоактивными отходами, малая ядерная генерация, разработка приборов радиомониторинга). Реализуется в формате Центра ядерной науки и технологий.
Проектное направление «Развитие NBICS-технологий» (нанотехнологии, биотехнологии, информационные технологии, когнитивные и социальные науки) сформируется путем создания центров перспективных NBICS-исследований: разработки и создания устройств и систем, обеспечивающих формирование научного задела для развития нейрокогнитивных технологий, биомедицины, биотехнологий; создания новых методов математического моделирования и информационных технологий; синхротронных, нейтронных и электронно-микроскопических методов исследования, а также организации возможностей для их коммерциализации.
Проектное направление «Аддитивные технологии, новые материалы, лазерные технологии» реализуется в сферах:
- атомная энергетика (материалы для устройств и накопителей энергии, топливные элементы, конструкции реакторов);
- медицина (печать имплантов и протезов, оптоволоконные датчики, лазерная хирургия, терапия, разработка биосовместимых материалов).
Проектное направление «Умный город» интегрирует цифровые технологии и интернет вещей в управление городским хозяйством. Цифровые технологии позволяют городской власти напрямую взаимодействовать с сообществами, следить за тем, что происходит в городе, как он развивается, и какие способы позволят улучшить качество жизни. Информация, получаемая за счет датчиков, интегрированных в режиме реального времени, позволит эффективно решать городские проблемы.
Производство транспортных средств останется одной из ключевых отраслей региональной экономики, создающих мультипликативный эффект в смежных отраслях и определяющих экономический и социальный уровень развития региона. Спрос на автомобильный и железнодорожный транспорт генерирует потребность в высокотехнологичной продукции силовой электроники, металлургической, химической, электротехнической и других отраслей промышленности.
Планируется осуществлять содействие внедрению на предприятиях передовых инновационных технологий:
- технологии электрификации транспортных средств (электромобили, гибриды);
- технологии автономизации и роботизации транспортных средств, беспилотные автомобили;
- интеллектуальные системы безопасности и управления, системы позиционирования;
- цифровые технологии, техническое зрение, нанотехнологии.
Промышленность вступает в период масштабных инвестиций и острой конкуренции. От государства потребуется формирование пакета новых мер стимулирования инновационных разработок, который в последующем преобразуются в финансовый и интеллектуальный капитал.
Развитие инфраструктуры для перспективных видов транспорта позволит удовлетворить потребности социально ориентированного развития экономики и общества в инновационных автотранспортных услугах посредством улучшения показателей качества, доступности, экологичности и безопасности.
Сформированные институты и инструменты поддержки инновационного и технологического развития обеспечат развитие технологий цифровизации, которые будут способствовать обновлению традиционных секторов экономики.
Драйвером цифровой трансформации в регионе следует рассматривать, прежде всего, бизнес и государство, которые уже будут в свою очередь вовлекать в этот процесс население.
Ключевыми факторами цифровой трансформации региона станет:
- разработка цифровых платформ;
- формирование экосистем цифровой экономики;
- развитие инфокоммуникационной инфраструктуры;
- внедрение интернета вещей;
- внедрение механизмов управления, основанного на данных;
- применение облачных технологий;
- применение технологий обработки больших данных.
4.2. Комфортная среда
Приоритетное направление развития области – создание комфортных условий для всестороннего раскрытия потенциала граждан в различных сферах общественных и социальных отношений, а также повышение продуктивности человеческого капитала.
Ключевой показатель благополучия региона – приумножение человеческого капитала, то есть увеличение численности населения, улучшение его здоровья и приращение его компетенций.
Задачи инновационного развития предъявляют высокие требования к эффективности системы образования. Для достижения мирового уровня научных исследований усилится роль высших учебных заведений, которые будут ориентированы на международные академические стандарты в обучении, научной и инновационной деятельности.
При университетах будут созданы современные студенческие городки, которые объединят в себе научные школы, бизнес-индустрию, парковые зоны, спорткомплексы, общежития нового типа, медиа-центры и многое другое. Комфортная образовательная среда способна привлечь студентов из различных регионов и других стран.
Для удовлетворения кадровой потребности региона необходимо внедрить единую цифровую платформу прогноза потребности экономики в кадрах, которая учитывает общие тенденции и перспективы развития отраслей экономики, реализацию инвестиционных проектов. Данный цифровой ресурс также будет способствовать быстрому поиску работы студентами, лицами желающим поменять работу и специалистами из других регионов.
Образовательная среда будет трансформироваться в систему интеллектуально-образовательного развития «Детский сад – Школа – ВУЗ». На всех этапах образовательной системы обучающиеся получат знания по прикладным специализациям: компьютерная грамотность, основы предпринимательства, робототехника, биология, химия и другие. Такая система способна подготовить человека, готового мыслить в глобальном масштабе, умеющего генерировать идеи и самостоятельно действовать.
Создание условий по поддержке одаренных детей в сфере искусств также потребует поддержки и развития многоступенчатой системы образования: от детской школы искусств до получения высшего образования. Особое внимание будет уделяться поддержке первичного звена - дополнительного образования детей в сфере культуры.
Для обеспечения устойчивого естественного прироста населения будет внедрена система мер по улучшению демографической ситуации, которая должна быть сфокусирована на системе профилактики рисков. Кроме того, улучшение демографической ситуации и укрепление здоровья основывается на формировании среди населения нового образа мышления и образа жизни, нацеленных на создание ответственного, информированного и проактивного отношения к своему репродуктивному здоровью. Внедрение системы охраны репродуктивного здоровья – это обязательный шаг для реализации стратегии национального долголетия.
Основные факторы укрепления положительных тенденций в демографической ситуации, на которые направляются меры государственного воздействия: медицина, образ жизни, экология, социальное обеспечение.
Приоритетными направлениями государственной политики в обеспечении здоровья станут:
- обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, повышение удовлетворенности населения качеством оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях;
- подготовка квалифицированных медицинских и управленческих кадров в системе здравоохранения;
- совершенствование системы медицинской профилактики, диспансеризации и профилактических осмотров;
- обеспечение доступности специализированной медицинской помощи населению на всей территории региона;
- создание условий для обеспечения инфекционной безопасности жителей;
- обеспечение беспрепятственного доступа ко всем лекарственным препаратам населению всех возрастов на всех уровнях оказания медицинской помощи;
- увеличение доли граждан, приверженных здоровому образу жизни, путем формирования у них ответственного отношения к своему здоровью;
- использование новой модели здравоохранения «4П-медицина»: предикция, профилактика, персонализация и партисипативность;
- практическое применение многочисленных научных открытий в сфере биоинформатики, транскриптомики, генетики и ряда других дисциплин. Фокус развития направлен на функциональные молекулярные и клеточные сдвиги, которые позволят как отследить все физиологические и клеточные процессы, определить степень рисков, так и предугадать развитие заболеваний, разработать комплекс профилактических мер.
Система мероприятий по профилактике здоровья должна строиться по принципу «матрицы здоровья»: одна комплексная программа синергетически объединяет сходные по задачам, но разрозненные планы, программы и мероприятия различных организаций и ведомств; каждое мероприятие программы решает целый комплекс задач и имеет «долгоиграющий» эффект; каждый участник программы многократно взаимодействует с ней на разных этапах, уровнях и каналах.
Для создания условий по повышению продолжительности жизни населения необходима реализация программы «Серебряного возраста»: формирование среды, когда люди 60+ ведут активный образ жизни, увлекаются культурой, искусством, спортом, хотят общаться и развиваться. Необходимо создание доступных возможностей для реабилитации людей «возраста плюс», формирование системы долговременного ухода, направленной на организацию
и предоставление гражданам, нуждающимся в постороннем уходе, социальных, медицинских, реабилитационных и иных услуг.
Приоритетными направлениями социального обеспечения станут:
- повышение удобства для граждан предоставления мер социальной поддержки (предоставление поддержки на основании одного заявления, исключение требования у гражданина документов и сведений; совершенствование порядка переназначения выплат, направления уведомления об окончании периода получения услуг/выплат гражданам к 2029 году);
- развитие системы мер государственной социальной поддержки семей с детьми и особенно многодетных семей (в настоящее время многодетная семья стала брендом Калужской области, каждая девятая семья в регионе – многодетная);
- повышение уровня жизни семей с детьми, в том числе масштабирование программ социальной адаптации для дальнейшего заключения социального контракта.
Повышение уровня комфортности среды проживания должно обеспечиваться приоритетными направлениями развития инфраструктуры:
- ускорение темпов роста строительства,
- внедрение стимулирующих продуктов для увеличения объемов строительства ИЖС (доступная ипотека, упрощение процедур оформления объектов),
- ликвидация ветхого и аварийного жилья;
- внедрение стандартов комплексного развития территорий при строительстве: создание городской среды равных возможностей, которая отвечает запросам жителей;
- связывание пространств и территорий – формирование рекреационных зон отдыха,
- развитие комфортной и доступной среды жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями и других маломобильных групп населения в городских и сельских населенных пунктах,
- развитие территорий городских агломераций как полюсов ускоренного социально-экономического роста,
- внедрение стандартов развития «опорных населенных пунктов» - малых городов или сельских местностей, обеспеченных всеми видами инженерных и социально-культурных услуг, характеризующихся высоким уровнем благоустройства и транспортной доступностью,
- формирования единой платформы геоданных, создание цифрового двойника региона,
- обеспечение высоких экологических стандартов территорий.
Стратегическими направлениями развития транспортной инфраструктуры станет расширение дорожной сети, увеличение качества транспортного обслуживания, открытие высокоскоростных маршрутов, в том числе из Москвы до Калуги за 1 час.
Увеличение мощности регионального аэропорта расширит географию внутренних и международных перевозок воздушным транспортом.
Для развития внутригородского транспорта необходимо внедрение формата вело-пешеходной сети, соединяющей жилые, промышленные и социально значимые объекты. В транспортной сфере будет сформирована доступная среда для лиц с ограниченными возможностями и других маломобильных групп населения.
При формирования рекреационных территорий будут созданы условия для развития канатного вида транспорта.
В сфере экологии предусматривается создание полномасштабной инфраструктуры обращения с отходами, которая включает:
- внедрение раздельного сбора отходов во всех населенных пунктах региона,
- развитие «Зелёной промышленности» – экологичных технологий переработки и утилизации отходов,
- запуск нового механизма расширенной экологической ответственности организаций и физических лиц,
- увеличение объема «зеленых проектов» – стимулирование организаций по проектам, направленным на формирование чистой среды,
- создание модели замкнутого цикла производства и бережного потребления, инфраструктуры использования вторичных материалов в производстве.
Предусматривается осуществлять содействие внедрению на предприятиях современных наилучших доступных технологий по утилизации и обезвреживанию отходов различными технологическими способами.
Ежегодно на территории Калужской области образуется около 540 тыс. тонн ТКО, из которых около 430 тыс. тонн приходится на многоквартирные дома и индивидуальные жилые строения. В хозяйственный оборот вовлекается только около 7-8% собираемых ТКО, остальные направляются на захоронение. При этом переработка всего лишь 7% мусора на вторсырье приносит областному бюджету около 200 миллионов рублей в год.
В связи с этим первоочередной задачей является широкое внедрение методов глубокой переработки и вторичного использования отходов.
Предпринимаемые органами власти меры: повсеместное стимулирование раздельного сбора коммунальных отходов, грамотно выстроенная работа с населением – позволят довести объем переработки и вторичного использования до 90% от общего объема образуемых отходов.
С целью сохранения окружающей среды и обеспечения населения безопасными и высококачественными продуктами питания в области формируется органическое сельское хозяйство. Такие технологии, лежащие в основе экологического сельского хозяйства, могут решить проблему сохранения окружающей среды и обеспечения населения здоровыми и безопасными продуктами.
Повысится уровень безопасности городского наземного транспорта и будет снижено негативное воздействие на окружающую среду автомобильного транспорта, в том числе за счет расширения использования альтернативных источников энергии. Большое внимание будет уделяться сохранению и благоустройству рекреационных территорий, а также особо охраняемых природных территорий.
4.3. Имидж территории
Калужская область обладает значительным количеством инновационных зон, что выгодно отличает ее от других регионов. Основные прорывные, инновационные направления в развитии туризма и рекреации связаны в Калужской области со способами интерпретации среды, соединения природы, науки и культуры. Именно такой средовой подход может стать отличительным признаком индустрии туризма и рекреации на территории региона.
Новым импульсом в развитии инновационно-культурных ядер могут стать малые города. На территории Калужской области располагаются уникальные города (Боровск, Таруса), обладающие большим культурно-историческим прошлым и туристским потенциалом, объекты культурного наследия федерального и регионального значения, в том числе старинные усадьбы, храмы и монастыри.
Кроме направлений, определенных региональными брендами, значительный стимул развития получат такие виды туризма, как санаторно-оздоровительный, медицинский, пешеходный, велосипедный, автотуризм, этнографический, спортивный, экологический, водный, промышленный и другие.
Программы привлечения молодежи с последующей интеграцией на рынок труда региона и закреплением местожительства могут быть реализованы путем развития «образовательного туризма» для старшеклассников.
Приоритетными направлениями государственной политики по привлечению на территорию Калужской области людей станут:
- формирование туристических предложений выгодных и удобных для путешествий, в том числе культурно-познавательных поездок для школьников и студентов;
- формирование и инфраструктурное обустройство региональных туристических маршрутов: агро- и экотуризм, паломнический туризм, «Калуга – столица космического туризма»;
- внедрение комплексного подхода к обновлению городской среды и создание ориентированных на потребности туристов территорий;
- развитие индустрии гостеприимства и развлечений, спортивного и культурного отдыха, а также креативных индустрий;
- создание возможностей для разносторонних как коротких, так и продолжительных путешествий;
- создание условий для повышения культуры занятий спортом, существенное увеличение уровня обеспеченности спортивными сооружениями, доступность сооружений и помещений для максимального удовлетворения всех категорий граждан в занятиях физической культурой и спортом,
- проведение межрегиональных и международных форумов и фестивалей, в том числе с участием негосударственных институций.